ул. Мынбаева, дом 102
Алматы, Казахстан.

liceum@turan-edu.kz
+7 (727) 392-87-50
392-87-51, 392-87-48

Путь к культурной речи

Путь к культурной речи

«Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся,

слушали не только без труда, но и с удовольствием».

Паскаль Блез.

Мы каждый день слышим  сленг, и нередко сами применяем его в своей речи, засоряя язык. Сленг — это слова, обороты, на которых разговаривает та или иная социальная группа. Основная причина появления сленговых выражений — желание иметь «свой» язык, непонятный непосвященному. Конечно, полностью освободить свою речь от таких слов очень сложно, но все-таки возможно и, если есть желание, то все получится. Есть ситуации, когда употребление сленга вообще неуместно и может здорово подпортить Вам репутацию.

                  Как найти сленговые выражения в своей речи?

  • Включите диктофон или камеру и перескажите содержание любимого фильма, книги, а затем прослушайте запись.
  •  Попросите близких или друзей послушать вас и высказать Вам свое мнение.
  • Если это необходимо, обратитесь к психологу или автору проекта и попросите обратную связь.

Как избавиться от  сленга?

Главное – это самоконтроль. После того как Вы произнесли сленговое слово, запретите себе какое-либо интересное для вас занятие, например использовании интернета. Придумайте себе «наказание».

Ø    Составьте список сленговых выражений, употребляемых чаще всего, и постарайтесь найти к ним более благозвучные синонимы. Например, к слову прикольный, можно подобрать много синонимов, таких как смешной, забавный, остроумный, красивый, интересный, эпатажный, оригинальный и другие.

Ø    Внешний контроль. Найдите человека, который будет вас контролировать. Он должен постараться каждый раз «ловить» вас на употреблении очередного сленгового слова.

Ø    Способ «Ку-ка-ре-ку». Поймали себя на сленге — добавьте что-то нелепое, например, «мяу», «гав» или «кукареку». Метод однозначно повышает цену ошибки, ведь выглядеть глупо не хочется никому.

Ø     Заключите договор о чистоте речи (коллективно или с самим собой).  Например, провести с одноклассниками или друзьями акции «День без сленга», «Неделя без сленга».

Ø    ЧтениеБольше читайте классическою литературу. Чтение очень хорошо развивает речь, потому что не только пополняет наш словарный запас, но и откладывает в нашем сознании структуру высказываний, которую мы, не замечая этого, потом используем в своей речи.

Ø     Выразительное чтение вслух. С его помощью можно расширить словарный запас, отточить дикцию и интонацию, улучшить речевой стиль. Прочитайте несколько книг, выберите самую любимую и занимайтесь лишь с ней. При регулярном чтении вслух исчезнет косность речи, улучшится речевой стиль и сама речь станет красивей.

Ø    Пересказ. Подробно пересказывайте текст. При этом употребляйте слова, используемые в тексте оригинала. Так вы активизируете пассивный словарный запас. Многие слова и выражения нам известны, но в речи не используются. А поскольку пассивный словарный запас превышает активный, регулярно обращаясь к нему, мы обогащаем свою речь новыми словами..

Ø Личный словарь интересных слов. Заведите и периодически перечитывайте составленный вами «словарик» интересных оборотов, остроумных выражений, нестандартных сочетаний и отдельных слов, с которыми вы столкнулись. Запоминайте эти слова и чаще пользуйтесь ими, общаясь с людьми.

Ø Повтор (метод от противного). Дома в спокойной обстановке, когда никто не мешает и не отвлекает, нужно повторить 200 раз сленговые выражение. Количество повторений можно увеличить. Главная задача — добиться, чтобы слово настолько надоело, что желание его употреблять пропало бы навсегда.

Ø Метод «21 день без сленга». Идея проста, наденьте фиолетовый браслет в знак того, чтобы прожить 21 день без сленга. Если за это время вы произнесли сленговое выражение, переоденьте браслет на другую руку и начните отсчет заново. Именно фиолетовый цвет, по мнению психологов, оказывает тонизирующее действие на мозг, помогает снять тревогу и раздражение, а 21 дня достаточно, чтобы любая привычка укрепилась в подсознании.

Желаем удачи!

Автор проекта — Радченко Дарья,  ученица 8 «А» класса.

Психолог ПМПС  Рузиева М.Х.