ул. Мынбаева, дом 102
Алматы, Казахстан

lyceumturan@rambler.ru
+7 (727) 392-87-50
392-87-51, 392-87-48

Учащимся

Рекомендации

для подростков, педагогов и  родителей


Путь к культурной речи

«Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся,

слушали не только без труда, но и с удовольствием».

Паскаль Блез.

Мы каждый день слышим  сленг, и нередко сами применяем его в своей речи, засоряя язык. Сленг — это слова, обороты, на которых разговаривает та или иная социальная группа. Основная причина появления сленговых выражений — желание иметь «свой» язык, непонятный непосвященному. Конечно, полностью освободить свою речь от таких слов очень сложно, но все-таки возможно и, если есть желание, то все получится. Есть ситуации, когда употребление сленга вообще неуместно и может здорово подпортить Вам репутацию.

                  Как найти сленговые выражения в своей речи?

  • Включите диктофон или камеру и перескажите содержание любимого фильма, книги, а затем прослушайте запись.
  •  Попросите близких или друзей послушать вас и высказать Вам свое мнение.
  • Если это необходимо, обратитесь к психологу или автору проекта и попросите обратную связь.

Как избавиться от  сленга?

Главное – это самоконтроль. После того как Вы произнесли сленговое слово, запретите себе какое-либо интересное для вас занятие, например использовании интернета. Придумайте себе «наказание».

Ø    Составьте список сленговых выражений, употребляемых чаще всего, и постарайтесь найти к ним более благозвучные синонимы. Например, к слову прикольный, можно подобрать много синонимов, таких как смешной, забавный, остроумный, красивый, интересный, эпатажный, оригинальный и другие.

Ø    Внешний контроль. Найдите человека, который будет вас контролировать. Он должен постараться каждый раз «ловить» вас на употреблении очередного сленгового слова.

Ø    Способ «Ку-ка-ре-ку». Поймали себя на сленге — добавьте что-то нелепое, например, «мяу», «гав» или «кукареку». Метод однозначно повышает цену ошибки, ведь выглядеть глупо не хочется никому.

Ø     Заключите договор о чистоте речи (коллективно или с самим собой).  Например, провести с одноклассниками или друзьями акции «День без сленга», «Неделя без сленга».

Ø    Чтение. Больше читайте классическою литературу. Чтение очень хорошо развивает речь, потому что не только пополняет наш словарный запас, но и откладывает в нашем сознании структуру высказываний, которую мы, не замечая этого, потом используем в своей речи.

Ø     Выразительное чтение вслух. С его помощью можно расширить словарный запас, отточить дикцию и интонацию, улучшить речевой стиль. Прочитайте несколько книг, выберите самую любимую и занимайтесь лишь с ней. При регулярном чтении вслух исчезнет косность речи, улучшится речевой стиль и сама речь станет красивей.

Ø    Пересказ. Подробно пересказывайте текст. При этом употребляйте слова, используемые в тексте оригинала. Так вы активизируете пассивный словарный запас. Многие слова и выражения нам известны, но в речи не используются. А поскольку пассивный словарный запас превышает активный, регулярно обращаясь к нему, мы обогащаем свою речь новыми словами..

Ø Личный словарь интересных слов. Заведите и периодически перечитывайте составленный вами «словарик» интересных оборотов, остроумных выражений, нестандартных сочетаний и отдельных слов, с которыми вы столкнулись. Запоминайте эти слова и чаще пользуйтесь ими, общаясь с людьми.

Ø Повтор (метод от противного). Дома в спокойной обстановке, когда никто не мешает и не отвлекает, нужно повторить 200 раз сленговые выражение. Количество повторений можно увеличить. Главная задача — добиться, чтобы слово настолько надоело, что желание его употреблять пропало бы навсегда.

Ø Метод «21 день без сленга». Идея проста, наденьте фиолетовый браслет в знак того, чтобы прожить 21 день без сленга. Если за это время вы произнесли сленговое выражение, переоденьте браслет на другую руку и начните отсчет заново. Именно фиолетовый цвет, по мнению психологов, оказывает тонизирующее действие на мозг, помогает снять тревогу и раздражение, а 21 дня достаточно, чтобы любая привычка укрепилась в подсознании.

Желаем удачи!

Автор проекта

Радченко Дарья,

 ученица 8 «А» класса.

Психолог ПМПС  Рузиева М.Х.

***********************************************************************************

 

Рекомендации для детей, подвергшихся давлению со стороны сверстников

Если ты попал в трудную ситуацию, тебя «достают» или обижают одноклассники, сверстники, попробуй применить наши рекомендации.

1.Посмотри хулигану в глаза и попроси его остановиться.

Если хулиган дразнит вас и вам это не нравится, если хулиган оскорбляет или угрожает физической расправой, иногда зрительный контакт и спокойное, понятное «нет» становится хорошим способом разрядить ситуацию. Скажите хулигану, что вам НЕ нравится такое обращение с собой и пусть он прекратит немедленно.

2. Не повышай голоса, когда говорите хулигану прекратить. Это может спровоцировать его продолжать дразнить вас или даже усилить напор.

3. Если это уместно, попробуйте использовать смех чтобы разрядить обстановку. Хулиганы обычно пытаются возвыситься за счет тех, над кем они издеваются, поэтому, если вы покажете, что вас это нисколько не задевает, он или она могут сдаться и оставить вас в покое.

4. Не дразните хулигана в ответ, обзывать его или угрожать насилием – все это может только усугубить ситуацию. Не кричите, не делайте шагов в сторону физического насилия. Хулиган, вероятно, ответит еще большим насилием, и вы рискуете получить столько же проблем, как и он или она, если примите в этом участие.

5. Знайте, когда стоит уйти. Если ситуация грозит насилием и становится опасной, лучше отвязаться. Развернитесь и уйдите прочь от хулигана. После определенного момента, разумные аргументы становятся бесполезны.

6. Если вы боитесь за свою безопасность, идите к учителю, психологу или человеку, которому вы доверяете, чтобы он помог вам разобраться в ситуации.

7. Не отвечайте на травлю в онлайн пространстве (кибербуллинг). Если вас пытаются оскорблять смс-сообщениями, через Facebook, VK или персональный сайт, по почте или другими способами – не отвечайте. Ответный выпад контрпродуктивен, особенно в ситуации анонимности хулигана. Вместо того чтобы отвечать, примите меры:

  • Сохраните доказательства. Не удаляйте электронные письма или сообщения. Это может вам понадобиться позже, если дела усугубятся.
  • Заблокируйте хулигана. Если этот человек вам знаком, заблокируйте его/ее на Facebook или VK, удалите его номер из телефона, заблокируйте его переписку любым возможным способом. Часто этого бывает достаточно, чтобы удержать хулигана от дальнейших действий. Если это аноним, пометьте адрес в почте как спам.
  • Измените настройки аккаунта, чтобы вас было сложнее найти в сети. Используйте другое имя пользователя или усильте настройки приватности социальных аккаунтов.
  • Сообщите о кибербуллинге провайдерам услуг. Эта форма буллинга стала настолько распространена, что телефонные службы и другие поставщики услуг также имеют определенную схему работы, вместо того, чтобы мириться с насилием.

Подготовили:

ученицы 5А класса Зурдинова Мадина, Ким Анна,

психолог ПМПС Калачева Т. В.

 

Рекомендации для родителей детей, подвергшихся давлению со стороны сверстников, одноклассников или иных людей.

Дети часто скрывают, что их преследуют и травят одноклассники: обращайте внимание на тревожные «звоночки». Нужно безотлагательно выяснить, всё ли в порядке, если ребёнок:

-постоянно находится в подавленном настроении;

— стал получать низкие оценки;

— ищет предлоги, чтобы не идти в школу;

— по дороге в школу и домой выбирает обходные маршруты;

-приходит домой с испорченной или грязной одеждой, порванными учебниками и тетрадями;

— то и дело «теряет» вещи и карманные деньги;

— отказывается выходить играть во двор;

— часто приходит домой с синяками и ссадинами;

— не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости;

-стал замкнут или вспыльчив, срывает зло на младших братьях и сёстрах.

Все вышеперечисленное является признаком того, что ваш ребенок может испытывать давление со стороны сверстников.

Что делать, если вы узнали, что ваш ребёнок стал жертвой буллинга?

Универсального ответа на этот вопрос быть не может. Слишком многое зависит от обстановки в классе и школе, от позиции учителей, от особенностей личности вашего ребёнка.

 В первую очередь Вы должны поддержать сына или дочь. Жертва буллинга чувствует себя одинокой, ей как никому нужен друг, защитник, советчик. Кто должен им стать, если не родитель?

Поговорите с ребёнком, пусть он знает, что вы на его стороне и готовы помочь. Только постарайтесь обойтись без выпытывания подробностей, если он не готов их обсуждать, и без навязчивых, обязательных к исполнению,  советов. Прежде чем давать их, взрослый должен разобраться в ситуации, обдумать её, почитать литературу или ещё лучше — поговорить с психологом.

Действовать нужно,  начать следует вот с чего:

1.Нужно усвоить для себя, что травля — это травля, и ответствен за неё не ребёнок, каким бы «нестандартным» он ни был.

2.Объяснить это ребёнку. Он должен знать, что его вины в том, что он стал жертвой буллинга, нет. Проблема есть, но вины — нет и быть не может.

3. Объяснить это классу (через педагогов и школьного психолога). Часто сами обидчики, особенно младшего возраста, не ведают, что творят.

4. Совместно с психологом работать над данной проблемой (ребенок может посещать индивидуальные или групповые психологические тренинги, имеющие большой спектр целей и задач).

5. Помните, если ваш ребенок испытывает давление со стороны сверстников – это всегда нужно и можно решить совместными усилиями школы, семьи и психолога.

Подготовили:

ученицы 5А класса Зурдинова Мадина, Ким Анна,

психолог ПМПС Калачева Т. В.

Рекомендации для учащихся старших классов

«Выбор профессии – сложный и ответственный шаг»

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни.
Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.
Пользуйся информацией профессионалов.
Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей,
внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется),
реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

  • Изучи глубже самого себя:
    • разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
  • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

Психолог ПМПС,

Рузиева Мадина Хамиджановна

Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта.

«Мои эмоции — мой мир!»

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.

У многих может возникнуть справедливый вопрос: а почему так важно развивать эмоциональный интеллект? Ответ дают многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией.

Алекситимия — затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье личности подростка.

Кроме того, исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% — всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора личности еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы человек овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Как можно развивать эмоциональный интеллект?

1. Замечайте свои эмоциональные реакции. Обращайте внимание на то, что происходит с вами и вокруг вас, и старайтесь понять, как вы относитесь к этим явлениям на эмоциональном уровне. Не игнорируйте свои чувства, так вы теряете важную часть информации.

2. Прислушивайтесь к языку своего тела. Не подавляйте физические проявления чувств. Наш ум и тело тесно связаны и, научившись понимать эту связь, вы легко сможете «читать» идентичные ощущения и переживания других.

3. Наблюдайте как связаны ваши эмоции и поведение. Гнев заставляет нас повышать голос, смущение – невнятно говорить. Это лишь наиболее очевидные примеры, но, поняв связь между переживаниями и поведением, вы научитесь справляться с ними и использовать в своих интересах.

4. Не подавляйте свои чувства. Не в том плане, что каждый раз, когда вам кто-то наступает на ногу в общественном транспорте, стоит начинать кричать. Но негативные эмоции являются такой же частью адекватной реакции на происходящее, как и позитивные. Анализируйте свои чувства, ищите выход и никогда не прячьте обиды и горести внутри себя.

5. Развивайте эмоциональную память. Заведите специальный дневник и записывайте туда свои эмоциональные реакции. Перечитывая его со временем, вы сможете взглянуть на себя со стороны, понять правильно поступали или нет, скорректировать свое будущее поведение.

6. Практикуйте желаемые реакции. Вы не можете заставить себя испытывать или не испытывать какие бы то ни было эмоции, но можете решить как реагировать на них. Сорвались по пустяку? Сделайте вывод, и в следующий раз держите себя в руках, даже если это сложно.

7. Будьте открыты и дружелюбны в отношениях. Эти два качества практически идут рука об руку с эмоциональным интеллектом.

8. Развивайте навыки эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать то же самое, что чувствуют другие, способность сопереживать, разделять чужие радость и горе. Это научит вас понимать чувства других людей и делиться своими эмоциями с ними.

9. Учитесь слушать. И в прямом, и в переносном смысле. Значение имеют не только слова, но и тон, выражение, язык тела в момент речи. При определённой доле мастерства по этим параметрам можно даже научиться различать правду и ложь.

10. Будьте эмоционально честны. Не стоит отвечать «отлично» на вопрос «как дела?», даже заданный из банальной вежливости, если у вас всё плохо. Тем более не стоит, если с самого утра у вас всё не задалось и вы похожи на живую иллюстрацию к понятию «угрюмость». Делитесь с другими и неприятностями, и радостями.

Или ты управляешь своими чувствами, или они управляют тобой!

 

            

Подготовили:

ученица 6 «Б» кл. Гапчук Полина,

психолог ПМПС Кузнецова О.В.

Памятка для друзей
Правила общения со сверстниками

— Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

— Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

— Не дерись без обиды.

— Не обижайся без дела.

— Сам ни к кому не приставай.

— Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

— Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

— Из-за отметок не плачь, как поработал, такая и отметка.

— С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся.

— Не ябедничай за спиной у товарищей.

— Старайся быть аккуратным во всем!

— Помни, ты не лучше всех, но и не хуже всех!!! Ты личность!!!!  Таких как ты нет!!!!! Каждый человек неповторимый!!!!!

— Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.

Психолог Калачева Т. В