ул. Мынбаева, дом 102
Алматы, Казахстан.

liceum@turan-edu.kz
+7 (727) 392-87-50
392-87-51, 392-87-48

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: «ПОДРОСТОК И УЧЕБА — ЧТО ПРОИСХОДИТ И КАК БЫТЬ?»

  1. /
  2. Учащимся и родителям
  3. /
  4. Рекомендации психолога
  5. /
  6. Рекомендации психолога родителям
  7. /
  8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: «ПОДРОСТОК И УЧЕБА...
  • На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков — в 12-13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения — медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот остановиться, затормозить им непросто. Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться.
  • Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими. Как ни сядешь — все неудобно, а взрослые говорят: «Не крутись, не разваливайся на стуле». Особенно тяжело мальчикам, они вытягиваются больше девочек. И потребность растянуться на диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим: «Что валяешься, садись делать уроки!»
  • Сердце растет и… болит, временами часто бьется. В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова хуже соображает и быстрее устает. Болит. Недостаток кислорода может довести до обморока. Особенно обморокам подвержены девочки. Они же чаще страдают повышением артериального давления. Пик такой юношеской гипертонии приходится у них на 13-14 лет. А мы, взрослые, как назло, не даем им в полной мере двигаться и дышать. В школе подростки слышат: «На уроках не крутись!» Дома мы говорим: «Куда пошел гулять? Уроки еще не сделаны!»
  • Гормональные бури заставляют эмоции подростка сменяться так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию. Особенно эмоционально неустойчивы девочки. Игра гормонов заставляет барышень погружаться в мир женских интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует, как она выглядит, и обращают ли на нее внимание мальчики? Мальчики менее заняты своей внешностью, но их «больная тема» — рост, сила, «крутизна».
  • Пищеварительная система в это время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки. Усталость и стрессы вызывают у подростков гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда всухомятку. Когда болит живот, какие уж тут уроки.
  • Очень важна социальная сфера:  как складываются отношения в семье, в классе, с преподавателями. Неблагоприятные ситуации приводят к повышенной тревожности, заниженной самооценке, страхам, замкнутости  и т.д. Все это влияет на успеваемость ребенка.

 

Психологи и педагоги советуют:

  1. Не надо возбуждать лишний раз и раздражать подростков приказным тоном, старайтесь общаться на равных. Они уже не смотрят на нас снизу вверх, они воспринимают нас сейчас критически и хотят стоять рядом с нами на одном уровне.
  2. Дайте подросткам возможность больше двигаться — в движении они должны проводить не менее 2-х часов в день. Им сейчас просто необходимы занятия физкультурой и спортом. Именно сейчас оттачиваются гибкость, ловкость, хорошая координация, пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь. Поймите, что подросткам их тело сейчас неудобно, не смейтесь над их неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся, и все время норовят прилечь на диван.
  3. Физиологическая нагрузка на организм у подростка выше, чем у младшего школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя уже взрослым. Спать подросток должен минимум 9 часов!
  4. Гулять надо каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении.
  5. Побольше уделяйте вашему любимому подростку внимания, не ограничивайтесь в общении только вопросами: «Ты поел? А какие отметки в школе?». Подростки только делают вид, что мы им уже не нужны. На самом деле, наше внимание, наша дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас цитируют!
  6. Мы хотим, чтобы они ответственно и хорошо учились. Но нагрузка у них в школе такова, что выучить все, что задают, невозможно. Школьная нагрузка вынуждает ребенка относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие-то пропустить, какие-то просмотреть вскользь… Все науки не изучишь. А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми и счастливыми.
  7. Научите подростка планировать свое время, разумно его использовать.
  8. Когда ребенок слишком ленив, значит, в его окружении есть постоянный контролер: кто-то перехватил всю ответственность, и сам растущий человек не отвечает ни за что. Полезно постепенно передавать ответственность самому подростку.
  9. И еще немаловажный фактор: необходимо учитывать индивидуальные способности (генотип) каждого ребенка и его способность адаптироваться к общей учебной программе.
  10. И последнее,  самое важное: ребенок не может жить без интереса к себе и миру. Этот интерес к его личности — отражение искренней любви и внимания родителей и людей, которые его окружают. Если этого интереса нет, он уходит из дома, сторонится родных, друзей и преподавателей. Снижается интерес к учебе. Ребенок ищет близких  отношений, любви на стороне. В 15 – 16 лет он может думать, что любые приятные отношения – это и есть настоящая любовь. Если окружение, а прежде всего, родные не учат душевно близким отношениям, человек продает душу в ответ на внешнее внимание. И любой, кто ласково на него посмотрит, скажет добрые слова, сможет увести его за собой…  Куда?  Вот вопрос.

 

Давайте посмотрим, что можно сделать еще.

Чтобы ребенок почувствовал открытый интерес к самому себе, начните интересоваться  им: что он находит в общении   с друзьями? Что открывает, что замечает во время прогулок? Есть ли любимые учителя в школе? Кто  интересен из взрослых? Чем?

Очень часто мы задаемся вопросом: «Чем  же помочь?». Обыкновенная помощь часто не приносит успеха, видимо, потому, что помощь бывает небезопасна для ребенка: это негативные оценки личности, критика, намеки или прямые высказывания из серии: «Ты недостаточно хорош для меня». Родители, помогая, часто берут слишком высокую плату… К тому же, если родитель напряжен, предлагая помощь, ребенок это чувствует всегда – и отказывается, спасая себя.

Что нужно? Открытое свободное внимание. Найти сильные стороны ребенка, рассказать, что есть в нем хорошего, заинтересовать ребенка его собственной личностью.

Если вы сейчас утомлены всей этой борьбой, устали от своих усилий, которые ведут в пустоту, подумайте о ребенке вот что:

  • Если у вашего ребенка  есть друзья, значит, что-то им интересно в нем (они не забывают вашего ребенка, хотят видеть, переписываются с ним)
  • Если ребенок изо дня в день получает двойки и тройки, но продолжает каждый день ходить в школу – он уже совершает подвиг!
  • Если ребенок часто находится в состоянии стресса от борьбы с вами, но физически здоров до сих пор – значит, в нем есть огромные сила и энергия, которые защищают организм.
  • Вспомните ситуацию, когда вам было хорошо с ребенком, когда было просто хорошо оттого, что вы его родили. Вы же его рожали не для того, чтобы он вам пятерки из школы носил? Такие дети часто отлично разбираются в компьютерах, моде, молодежной музыке, мобильной связи. Они выносливые, сильные, спортивные.

Я уверена, что вы проявите терпение, понимание, найдете хорошие стороны в своих детях и сможете рассказать им о них. Это будет первым шагом к вашему взаимопониманию, а впоследствии вы сможете менять отношение к учебе. Если вы чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, можете обратиться за помощью к специалисту, которому доверяете.

Психолог ПМПС Иванова О.В.