ул. Мынбаева, дом 102
Алматы, Казахстан.

liceum@turan-edu.kz
+7 (727) 392-87-50
392-87-51, 392-87-48

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ

А как вы научились читать? Помните? Всех нас научили читать совершенно по-разному. Кому-то вручили азбуку и по-быстрому показали буквы, отправив затем в свободное плавание. Кто-то не помнит, чтобы его учили читать вовсе, «оно как-то само вышло». Кого-то целенаправленно учили читать по слогам, а кого-то по буквам. Наверное,  кого-то учили читать по методике, о которой  тоже слышали многие:  кубики Зайцева. Главное- это  результат. Научились ведь? Наши детки  на уроках  в школе уже изучают буквы и складывают их в слоги. Но для того, что бы навык чтения закрепить и развить, необходима ежедневная тренировка  и дома.  Так как же помочь  своему ребенку научиться читать?

Шаг 1: Приобрести букварь. Обратите внимание, чтобы в его содержании не было так, что сначала он знакомит детей с алфавитом, а только потом со слогами. Желательно, чтобы было совмещено изучение буквы и слогов. Мы рекомендуем букварь Надежды Жуковой, так как по нему детки занимаются в школе (в предшкольном классе).

Шаг 2: Знакомство с гласными, а потом с согласными звуками. На первый план выходят твердые гласные, к которым относится: а, о, у, э, ы. Потом нужно познакомить со звонкими сонорными согласными: м, л. Остается выучить глухие и шипящие: ж, щ, д, к. (Букварь Н. Жуковой построен по этому принципу). Вам всего лишь нужно будет открыть букварь с первой страницы и обращать внимание на рекомендации автора.

            Шаг 3: Ежедневное повторение предыдущего материала. Повторение — профилактика забывания букв. Ежедневно повторяйте пройденные буквы. Можно придумывать различные игры с карточками, картинками, кубиками;  возможно  использование и гаджетов. Можно скачать интересное приложение по изучению букв. Тщательно выберите программу, не скачивайте первую попавшуюся.  НО!!! Не стоит злоупотреблять гаджетами, используйте их только для разнообразия.

Шаг 4: Складываем буквы в слоги. Этот шаг только на первый раз кажется сложным. Например, рассмотрим слог «КА». Необходимо объяснить ребенку, что одна буква бежит ко второй, а став «друзьями»,  произносятся вместе, они больше не могут жить друг без друга: «к-к-к-к-ка-а-а-а-а». Так любые гласные могут подружиться с согласными буквами. (В букваре Н. Жуковой есть иллюстрации).  А дальше учимся по принципу «от простого к сложному».

Шаг 5: Учитесь читать в игре. Существует много методик обучению чтению. Но главное, о чем вы должны помнить, — не насилуйте себя и ребенка. Не превращайте это в неприятную обязанность, не сравнивайте своего ребенка с соседским мальчиком, который давно сам читает, ни в коем случае не ругайте, если что-то не получается.  

«Дружные ребята» — модификаций у этой игры может быть множество. В ней буквы одушевляются. Они друзья и вместе составляют слово. Одна буковка словно бежит навстречу другой. И мы произносим, тянем звук «д», пока он не достигнет нового звука «а». А вместе они заговорят и скажут нам коротенькое слово «да». Можно пробовать соединять разбежавшихся друзей в любую свободную минутку. Например, занимайтесь этим на кухне, в машине, рисуя буковки на стекле, сидя на диване. Несколько минут неутомительного занятия. И ребенок постепенно  привыкает связывать буквы в слоги, а потом в слова.

«Найди близнецов» — игра заключается в том, что уже прочитанный слог ребенок ищет в печатном тексте. Интереснее, когда это любимая книга или просто подвернувшийся под руку текст газеты, журнала, вывески. Малыш понимает, что книги бывают разные, не только с красивыми иллюстрациями. Все это нужно неизменно сопровождать вашими комментариями и хвалить за достигнутые успехи, тогда играть в эту игру интересно. Обязательно проговаривайте найденные слоги, чтобы они ассоциировались не с двумя разными звуками, произнесенными раздельно, а с одним. Постепенно визуальное привыкание к виду слогов приведет к автоматическому соединению букв в слоги.  «Абракадабра» — попытайтесь из абракадабры, которая получается, когда читаешь слово по буквам, составить слово, чтоб понять смысл зашифрованной записки. Не умеющий читать «разведчик» должен обязательно понять задание центра, чтоб выполнить секретную миссию. Вы увидите, как будет смешно ребенку услышать исковерканные неумелым «разведчиком» слова. И как он будет гордиться своей способностью помочь ему. Иногда абракадабры получаются такие смешные, что вы от души посмеетесь вместе.

Что делать НЕЖЕЛАТЕЛЬНО:

  • не заставляйте ребенка читать на скорость. Это не поможет в развитии реакций и внимания, зато может серьезно «затормозить» понимание, будьте терпеливы, придет время, и он наработает скорость в чтении;
  • не пытайтесь «подгонять» ребенка, заставляя читать текст целиком, когда он едва-едва научился читать по слогам;
  • не исправляйте, и не читайте за ребенка. Лучше остановить его, попросить назвать буквы и снова прочитать правильно слог или слово.
  • старайтесь не повышать голос, если у ребенка не получается сложить буквы или прочитать слово. Помните, что в это время мозг ребенка активно осваивает новый вид деятельности.

Желаем Вам удачи!!!

Психолог ПМПС

Рузиева Мадина Хамиджановна