ул. Мынбаева, дом 102
Алматы, Казахстан

lyceumturan@rambler.ru
+7 (727) 392-87-50
392-87-51, 392-87-48

Родителям

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ


 

СТРЕСС В ЖИЗНИ. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ

Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Абсолютно все временами испытыва­ют его  – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда  встаем, представляясь в  новом классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время перед важной контрольной работой или экзаменом. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для личности. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существова­ния, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Признаки стрессового напряжения

 Невозможность сосредоточиться на чем-то.

  1. Слишком частые ошибки в работе.
  2. Ухудшается память.
  3. Слишком часто возникает чувство усталости.
  4. Очень быстрая речь.
  5. Мысли часто улетучиваются.
  6. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  7. Повышенная возбудимость.
  8. Работа или занятия не доставляет прежней радости.
  9. Потеря чувства юмора.
  10. Постоянное ощущение недоедания.
  11. Пропадает аппетит – вообще потерян вкус к еде.
  12. Невозможность вовремя закончить работу.

Если обнаружены признаки стрессового напряжения организма, то необходимо внимательно изучить его причины.

Причины стрессового напряжения

 Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.

  1. Вам постоянно не хватает времени – не успеваете ничего сделать.
  2. Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.
  3. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.
  4. Вам постоянно хочется спать – никак не можете выспаться.
  5. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
  6. Вы очень много проводите время в соц.сетях.
  7. Нарушение режима сна и питания.
  8. Вам почти ничего не нравится.
  9. Дома, в семье, у вас постоянные конфликты.
  10. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.

Вероятно здесь приведены не все причины стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения, возможно характерные только для его организма (с точки зрения его личных ощущений).

Основные способы борьбы со стрессом:

– релаксация;

– концентрация;

– ауторегуляция дыхания.

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – ля этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

Релаксационные упражнения

 Тибетский способ.  Это упражнение способствует расслаблению, призвано добиться релаксации. Когда человек расслаблен, тревога и страх отступают.

Ладони мы наложим на лицо, как маску. Не при­жимая, не надавливая, большие пальцы за мочки ушей, кожа ладоней чуть касается лица, так что чувствуем прикосновение и тепло ладоней на лице. Плечи сами опустятся, шея ослабнет, лицо упадет в ладони, локти лягут на грудь.

Поза скорби и отчаяния на самом деле означает сейчас для нас совсем иное — нам не надо притворять­ся, можно дать лицу и душе отдохнуть. Вечно напруженный под ухом желвак растекается. Лоб под пальцами разглаживается, рот приоткрывается, губы мягчают, веки и брови распускаются. Пять минут сидим и дышим.

Мы закрыли лицо от публики. Его не видит никто. Не надо напрягаться, мягкое прикосновение ладоней защищает, каждую жилочку на лице можно распустить, расслабить. Мягко дышим. Не надо следить, чтобы лицо было расслаблено. Оно расслабилось само.

Сделать глубокий вдох и спокойный выдох.

Упражнение «Лимон»

  • Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
    • Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.
    • Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Выполните это же упражнение левой рукой.

Регулярное выполнение упражнения на расслабление помогает  постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми.

Концентрация

 Неумение сосредоточиться – фактор, тесно связанный со стрессом. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы.  Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или  – еще лучше  – сразу же после возвращения домой.

Итак, обозначим примерный порядок выполнения концентрационных упражнений.

  1. Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.
  2. Сядьте на табуретку или обычный стул – только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.
  3. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы – никакой визуальной информации).
  4. Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.
  5. А теперь два варианта концентрационных упражнений:

а) концентрация на счете. Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

б) концентрация на слове. Выберете какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй  – на выдохе.

Сосредоточьтесь на “своем” слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации. Именно такая концентрация приводит к желаемому побочному результату  – релаксации всей мозговой деятельности.

  1. Выполняйте релаксационно-концентрационные упражнения в течение нескольких минут. Упражняйтесь до тех пор, пока это доставляет вам удовольствие.
  2. Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, не спеша откройте глаза и потянитесь. Еще несколько мгновений спокойно посидите на стуле. Отметьте, что вам удалось победить рассеянность.

Часто возникают такие ситуации, когда сложно вспомнить чью-то фамилию или какую-то свою мысль. Мы часто растерянно останавливаемся посреди комнаты  или коридора, пытаясь вспомнить, за чем пошли или что хотели сделать. Именно в подобных случаях рекомендуется кратковременная концентрация по команде  – на своем слове или на счете. В большинстве случаев выпавшее из памяти слово (или мысль) придёт в голову буквально через мгновение. Конечно, нет никаких гарантий, что это обязательно будет всегда удаваться. Но с помощью концентрации на слове или счете можно вспомнить забытое быстрее, чем с помощью усиленного напряжения памяти. С помощью этого простого метода человек в состоянии сделать усилие и преодолеть себя.

 Ауторегуляция дыхания

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации.  И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения  – как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы  грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

Зав.ПМПС  Кузнецова О.В.

Материал подобран из свободных источников Интернета

************************************************************************

Как привить интерес к чтению?

Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети больше читают.

На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

В доме должна быть детская библиотека.

Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

Предложите детям до или после просмотра филь­ма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

Психолог Калачева Т. В.

*************************************************************************

НЕЦЕНЗУРНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ

Так называемые бранные, или неприличные, слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения? Их в первую очередь привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. От ругающегося человека буквально пышет безграничной самоуверенностью, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Произнесенные таким тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими.

Основные причины  употребления детьми нецензурных выражений:

  1. Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника).
  2. Желание привлечь внимание (того, кому направлено оскорбление, или окружающих):
    — игра (ребенок воспринимает оскорбления как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника);
    — провокация (провокатор сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов);
    — шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);
    — самоутверждение (ребенок сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию).
    3. Месть (обиженный или униженный ребенок начинает бранить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти).

     Рекомендации:

 -Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали.

— Часто ребенок не понимает, что говорит, или не понимает, как оскорбительны и обидны слова, которые он произносит. Следует объяснить ребенку, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова просто неприлично.

— Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа, а в индивидуальной беседе пояснить смысл данных слов и выразить своё личное эмоциональное отношение к этим словам.

— Если ребенок интересуется, почему люди говорят такие слова, можно ответить, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека.

— Бранные слова — это и средство доказать свою независимость, взрослость. Лучше просто дать понять ребёнку: «Мне не нравятся эти слова, но я знаю об их существовании и значении».

Психолог Калачева Т. В.

*************************************************************************

Рекомендации по развитию самостоятельности у младших школьников

Сейчас ваши дети находятся в особо ценном возрасте, когда развиваются важнейшие качества, среди них и самостоятельность.

Самостоятельность это свобода человека от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Она не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается совместными усилиями родителей и учителей.

Вы можете способствовать развитию самостоятельности у Вашего ребёнка следующим образом:

  • Поощряйте самостоятельное выполнение домашнего задания. В 4 классе крайне важно, чтобы ребёнок полностью взял на себя ответственность за выполнение домашнего задания. Чем раньше он это сделает, тем легче ему будет в старших классах. Вы можете следить за выполнением упражнений, но не делать вместо него.
  • Создайте условия для совместных подвижных игр вашего ребёнка и других детей (они могут быть немного старше). Ролевые игры очень важны для развития самостоятельности. Именно в игре дети вступают в такие отношения, которые в реальной жизни бывают им недоступны: взаимного контроля, взаимной помощи.
  • Демонстрируйте ребенку, как выполнять те или иные действия и постоянно мягко вовлекать его в процесс. Только взрослый может научить ребёнка делать или не делать что-либо. Привлекайте ребенка к участию в различных бытовых делах (уборка комнаты, мытьё посуды и т.д.) постоянно просите ребенка помочь вам, и делите с ним работу.
  • Запаситесь терпением и дайте ребенку столько времени, сколько ему требуется. Конечно, дети в силу возраста и физического развития могут потратить на самое простое дело намного больше времени, чем взрослый. И вы не раз, наверное, поймаете себя на мысли, что было бы проще и быстрее все сделать самому. Но ведь ваша цель – вырастить самостоятельную личность, а для этого следует запастись терпением.
  • Признайте право ребенка на ошибку и ни в коем случае не осуждать за нее. Когда человек берется за новое для себя дело и ошибается – это нормально. И ребенок будет часто проливать и просыпать, но если вы не будете осаждать его критикой за ошибки, то он довольно быстро сам осознает их и постарается исправить. Лучшим методом против ошибок является только ваш пример.
  • Поощряйте стремления вашего ребёнка к независимости и самостоятельности при  выборе одежды.
  • Стимулируйте ребёнка следить за порядком в его вещах. Начните организовывать порядок вместе, затем постепенно передавайте ответственность в руки вашего ребёнка.

Психолог ПМПС

Школы-лицея «Туран»

Русакова Д.В.

*************************************************************************

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Рекомендации для родителей первоклассников.

На дворе вот уже середина сентября, и многим родителям кажется, что самое сложное уже позади. Школу  выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц.

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Психолог ПМПС 

Рузиева Мадина Хамиджановна

**************************************************************************

ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ В ПРИГОТОВЛЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

(МЕТОДИЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЯ)

Правила совместного выполнения домашних заданий:

  1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.

Ответственность за их выполнение в любом случае остается на ученике, а не на родителях. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное приготовление уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается. Найдите другие, важные именно для вашего ребенка, аргументы — например, если ему важно иметь успех у одноклассников, скажите, что хорошо выученный урок позволит блеснуть своими знаниями в школе.

  1. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, ребенок находится в школе 8-9 часов, а затем его «рабочий день» продолжается, когда он выполняет уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять из одной умственной деятельности! Ребенок — целостное существо, и для его полноценного развития важны движение, общение, труд и творчество.
  2. Какие бы отметки ребенок ни получил, все же сейчас он готов заниматься — поддержите его в этом своей похвалой и одобрением. Важно, чтобы ребенок поверил, что вы его продолжаете любить независимо от оценок, полученных в школе. Радуйтесь каждый раз, когда заметите в его глазах интерес к знаниям, пусть даже при выполнении простых задач. Помните, человеку нравится то, что у него получается. Задавайте ребенку задания и вопросы по силам. Даже маленький успех, увеличенный родительским вниманием и одобрением, окрыляет, разжигает интерес, рождает желание решать более сложные учебные задачи.
  3. Ограничьте время на приготовление уроков в целом и время совместной вашей работы.

Договоритесь с ребенком, что будете работать вместе 1-1,5 часа, но с полной отдачей. Выполнение уроков в течение двух и более часов истощает силы ребенка, в результате умственную работу он связывает только с негативными эмоциями. Ограничение времени совместной работы учит ребенка ценить вашу поддержку и помощь.

  1. Исключите из своей речи негативные оценочные высказывания.

Подобные фразы никоим образом не стимулируют умственную деятельность ребенка, но значительно ухудшают его эмоциональное состояние. Как правило, они произносятся под действием накопившихся за время занятий эмоций раздражения, обиды, пренебрежения, страха, злости, а иногда и ненависти. Если вы решили помочь ребенку, оставьте на заранее оговоренное время все свои дела и заботы. В противном случае возникает ситуация, когда перспектива заняться более привлекательным делом приводит к тому, что взрослому становится жалко «тратить драгоценное время» на обучение ребенка («я бы уже за это время «), и в результате вырываются обидные (и отнюдь не способствующие повышению умственной активности) слова: «Ну неужели нельзя это было сделать правильно с первого раза'», «Это неправильно, думай еще!»

Иногда взрослые употребляют в общении с ребенком фразы, подобные следующим: «Ты просто не хочешь думать!», «Ты очень невнимателен» или «Если будешь так стараться, никогда не получишь ничего больше двойки!» Это так называемые формулы прямого внушения, которые можно распознать по часто используемым в них словам: «всегда», «никогда», «опять», «все время», «вечно». Иногда в них содержатся негативные характеристики ребенка: «Ты невнимательный», «Ты ленишься», «Ты нытик».

Еще родители могут показывать ребенку его малопривлекательное (по причине сегодняшних неудач в учебе) будущее. Стоит ли говорить, что такие фразы нужно по возможности исключать из родительского репертуара общения с ребенком.

  1. Если ребенок сделал ошибку, то взрослый должен помочь ему найти ее и исправить. Ваша цель — упростить задачу для ребенка, построить ему такую новую мини-задачу, которая окажется ему по силам и поможет понять причину совершенной ошибки.
  2. Выполняя домашние задания с ребенком, придерживайтесь удобного для него темпа.

Если вы будете торопить и подгонять, это лишь создаст нервозную обстановку, не способствующую мыслительной работе, но вряд ли увеличит скорость выполнения. Призывы: «Внимательнее», «Не отвлекайся!» тоже не принесут пользы. Ребенок отвлекается потому, что его нервная система требует времени для восстановления. Если ребенок продолжает заниматься под принуждением, то он устанет гораздо быстрее. Заметив признаки утомления (ребенок роняет карандаш или ручку, не будучи голодным просит есть или пить, задает отвлеченные вопросы, берет в руки посторонние предметы и т. д.), предоставьте ему возможность отвлечься от занятий на 5-7 минут, затем вновь вовлеките в учебный процесс.

  1. Не ставьте перед ребенком несколько разноплановых задач одновременно.

Например, сидеть прямо, писать красиво, думать быстро. Постоянное торпедирование командами-приказами: «Выпрямись», «Не дергай ногой!», «Не кусай губы!», «Пиши ровно» — приводит к прямо противоположному результату: ребенок тут же отвлекается, и ему трудно вновь сосредоточиться. Выделите для себя ту главную задачу (прочитать и разобраться с текстом, понять решение задачи, грамотно переписать упражнение и т. д.), а остальные отодвиньте на другое время.

Желаем Вам успехов!

Зав.ПМПС Кузнецова О.В.

По материалам журнала «Школьный психолог»


 

Рекомендации для родителей «Как помочь подростку справиться с кризисом взросления»

Рекомендации родителям по вопросам профориентации

Рекомендации для родителей по развитию мышления у  дошкольников и младших школьников

Рекомендации для родителей учеников 3-х классов. «Всё о Вас — третий класс»

«Психологическая поддержка ребенка во время государственных экзаменов»

Как помочь в период адаптации?  Возрастные психологические особенности пятиклассников. 

Что происходит с нашим  первоклассником?

«Увлекательная дорога домой». Рекомендации родителям учащихся предшкольного класса

«Как повысить мотивацию к обучению у ребенка» 

Как привить интерес к чтению?

Что делать, если … к ребёнку пристаёт незнакомый человек 

Памятка по профилактике Интернет-зависимости

Памятка для родителей пятиклассников
Адаптация в 5 классе
Адаптация к обучению в начальной школе
К Рекомендации ПМПС для родителей учащихся 1 классов
«Как помочь ребенку понять, что такое отметка и принять новую систему оценивания»
Караул! Подростковый возраст! Что делать?
Рекомендации американского психолога В. Уильямса родителям. Как приучить ребенка к книгам
Что делать, если ребенок смотрит телевизор часами и невозможно оторвать его от этого занятия?
Если ваш ребенок — пессимист
Впереди 5 класс!
Семья и школа: «вместе весело шагать по просторам…» школы?
Книги для родителей
Ищем школу по душе: как выбрать?
Первоклассник. Подготовка к вступительному собеседованию
В первый класс? Это серьёзно!
Тест для родителей будущего первоклассника

Рекомендации для родителей  

«Как помочь подростку справиться с кризисом взросления»

 

1. Создайте и поддерживайте с подростком теплые, доверительные отношения. Принимайте Вашего подростка таким, какой он есть. Важно, чтобы подросток каждый день получал знаки вашей любви и принятия в виде ласковых поощрительных слов, объятий. Избегайте в общении с подростком иронии, бестактных замечаний.     Известный семейный терапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.

2. Будьте терпеливы, общаясь с подростком. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений, чаще договаривайтесь, аргументируйте свое мнение, идите на компромисс.

3. Интересуйтесь мнением подростка, постарайтесь взглянуть на мир его глазами, попытайтесь найти с подростком общий язык.

4. Дайте возможность подростку почувствовать себя полноправным членом семьи, с мнением которого считаются.

5. Формируйте привычку и потребность разговаривать с родителями «по душам», доверять секреты. Никогда не используйте откровенность подростка против него, не спешите с оценками и советами, умейте терпеливо и безоценочно выслушать и посочувствовать.

6. Будьте готовы пересмотреть и обсудить с подростком ограничения и запреты, которых вы придерживались раньше, предоставьте ему больше самостоятельности.

7. Проявите интерес, заинтересуйтесь увлечениями вашего подростка, постарайтесь найти в них что-то интересное для себя. Не критикуйте, не игнорируйте и не высмеивайте не понятные вам увлечения подростка.

8. Используйте стремление подростка к самоутверждению, предоставьте ему позитивные возможности для самореализации.

9. Планируйте и проводите совместный досуг.

10. С уважением и интересом отзывайтесь о друзьях подростка, не критикуйте их, предоставьте возможность подростку приглашать своих друзей в гости, это даст вам возможность узнать больше о круге общения вашего ребенка. Чаще разговаривайте с подростком о его друзьях.

11. Искренне интересуйтесь переживаниями и проблемами подростков, демонстрируйте  ваше уважение и признание их личности, индивидуальности.

12. Научите подростка самостоятельно решать возникающие проблемы, а не игнорировать их.

13. Формируйте привычку ставить цели, планировать свои действия для достижения поставленных целей.

14. Предоставьте возможность подростку самостоятельно оформить собственное пространство (комнату), выбрать стиль одежды. При необходимости помогите подростку в поисках собственного стиля в одежде, прическе и т.д.

15. Уважайте личное пространство подростка: стучите, входя в его комнату, не заглядывайте в его дневники, предоставьте возможность подростку самому контролировать порядок в своей комнате так, как ему удобно.

16. Делитесь своими переживаниями с подростком, обращайтесь к нему за помощью и советом, говорите о том, как важна для вас его поддержка.

17. Будьте для подростка примером, достойным подражания, найдите способы поддержания и укрепления своего авторитета ненасильственным способом. Будьте другом для своего взрослеющего  ребенка.

18. Общаясь с подростком, чаще вспоминайте себя в этом возрасте, и возможно, вам станут понятнее его переживания и поступки.

 

5 принципов, как общаться с ребенком

  • Принцип номер один «Восприятие нового». Все ваши органы чувств должны быть готовы к восприятию всего нового,  что появляется в вашем ребенке, ведь он меняется так быстро,  что и сам перестает понимать  себя.
  • Принцип номер два «Спокойствие». Не провоцировать эскалацию агрессии.  Взрослый человек на то и взрослый,  чтобы лучше подростка уметь контролировать свою среду и себя самого.
  • Принцип номер три «Передача ответственности». Это постепенная передача ответственности за себя ребенку.  Причем,  по хорошему,  это сопровождается пропорциональным увеличением прав и свобод.
  • Принцип номер четыре «Диалог«. Это умение строить диалог с ребенком.
  • Принцип «Честности».

Психолог ПМПС

Рузиева М.Х.


 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОПРОСАМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Родители – это самые близкие люди, которые могут оказать помощь ребенку в вопросах выбора профессии, побуждая его думать и анализировать свои склонности, желания и умения, свои сильные и слабые стороны.

Обсуждая с ребенком его будущую карьеру, имеет смысл следовать нескольким правилам.

1. Говорите с ребенком о том, что ему (ей) нравится, интересно, чем хотелось бы заниматься в будущем. Чем это привлекает? Это модно? А может быть, ребенок считает, что у него есть к этой профессии особые способности? Или, может быть, недавно он посмотрел фильм, где главным героем был врач или юрист? Основная задача здесь – побудить ребенка к самонаблюдению и самоанализу.

2. Не критикуйте выбор ребенка. Лучше расспросите, что его привлекает в этой профессии. Ведь на критику очень часто может последовать обратная реакция – ребенок станет доказывать вам (а заодно, и себе!), что его выбор самый лучший и правильный. И лишь укрепится в своем мнении.

3. Понимать, что ваш ребенок может. Есть ли у него ограничения. Медицинская статистика не радует, утверждая, что большинство детей в возрасте 14-15 лет имеют заболевания, которые ограничивают их в выборе некоторых профессий. И это вовсе не обязательно профессии, предъявляющие повышенные требования к здоровью, такие как летчик или военный. Например, если у ребенка плоскостопие (всего лишь, как подумают многие) ему не рекомендованы профессии связанные с долгим стоянием на ногах, а таких профессий очень много – и вовсе не обязательно у станка, преподаватель тоже очень много времени проводит стоя. И это один лишь пример. А аллергии? Или неврологические проблемы, которыми страдают очень многие? Например, быстрая утомляемость и сниженное внимание?
 7 ШАГОВ К РЕШЕНИЮ

Итак, задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки — названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет — минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации — не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист — отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя — выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом — и среди ваших знакомых как раз таковые имеются — стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов — к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов — не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В институт или колледж — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз — и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

 Ошибка — тоже опыт. Выбор профессии — дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся — в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, всегда  будут таковыми и наоборот.  В любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

Психолог ПМПК  

Рузиева Мадина  Хамиджановна

Рекомендации для родителей по развитию мышления у  дошкольников и младших школьников

Существует огромное разнообразие игр и упражнений для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция). Педагог или родитель должен выбирать игру или упражнение, сложность которого соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребёнку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Затем необходимо переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и станет залогом успешного обучения в школе.

1.         Развивать умственную способность через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.

2.         Учить выделять предметы по назначению, по характерным признакам.

3.         Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

4.         Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

5.         Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

6.         Побуждать детей делать самостоятельные выводы.

7.         Учить детей отвечать на вопросы, делать умозаключения.

8.         Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

9.         Способствовать познанию свойств различных материалов, их функциональный потенциал, созданию образов, модели реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).

10.       Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

11.       Учить ребенка устанавливать причинно — следственные связи.

12.       Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.

13.       Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

14.       Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.

Подготовили:

ученицы 5А класса

Астанина Алина, Сотникова Лиза

психолог ПМПС Калачева Т. В.

Рекомендации для родителей учеников 3-х классов

«Всё о Вас — третий класс» 

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.

В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.

 

Третий класс – это еще и новый этап в социализации, отработке новых социальных связей. Изменяются взаимоотношения со значимыми взрослыми – родителями и учителем. Дети начинают смотреть на учителя более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутреннее отдаление от авторитета учителя может вызвать в душе ребенка страх перед ним либо злость и обиду. Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со всеми достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательными. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты.

Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели впервые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Формула «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе».

К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых играх и упражнениях, быть внимательными к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий.

Поэтому необходимо способствовать развитию социальных навыков у детей. Это  подготовит их к благоприятному взаимодействию во всех сферах жизни.

 

Как именно Вы можете способствовать развитию социальных навыков вашего ребёнка:

  • Показывайте хорошие манеры. Дети наблюдают и подражают взрослым.
  • Научите их социальным навыкам, подавая хорошие примеры и горячо приветствуя людей.
  • Общение с уважением к другим во время конфликта научит детей делать то же самое.
  • Предоставляйте доступ детям к эффективным методам решения проблем.
  • При возникновении конфликта между детьми, вмешайтесь, чтобы узнать, что каждый ребенок чувствует при этом.
  • Учите детей выражать свои чувства друг к другу и предлагайте решения для урегулирования конфликта.
  • Предоставляйте возможность детям проявить свои таланты и сильные стороны, и поощряйте среду общения, в которой дети хвалят друг друга.

Психолог ПМПС

 Русакова Дина Викторовна

«Психологическая поддержка ребенка во время государственных экзаменов»

Все мы когда-то сдавали экзамены. Что такое экзамены в жизни человека?  Особый, очень сложный период. Особенно для ребенка. При подготовке к экзаменам возникает множество проблем:

  1. как чувствовать себя уверенно,
  2. как правильно излагать материал,
  3. как лучше распределить время?

Экзамен – это проверка не только знаний, но и самооценки. Ситуация экзамена для ребенка является стрессовой. Очень важно оказать помощь в организации режима дня, распределении учебного материала, в определении учебной нагрузки.

Рекомендации:

  1. С тревогой поможет справиться составление плана подготовки к экзаменам.
  2. Для хорошего самочувствия и хорошей работоспособности ребенок должен высыпаться. В состоянии утомления работоспособность снижается и продуктивность такой учебы очень невелика.
  3. Так же большое значение имеет то, как и чем ребенок питается. Рекомендуемые продукты при стрессовых нагрузках:
  4. морковь (для запоминания),
  5. лук репчатый (от усталости),
  6. орехи (выносливость),
  7. острый перец, клубника, бананы (улучшение настроения),
  8. капуста (для спокойствия),
  9. лимон (для энергии),
  10. черника (улучшение кровоснабжения мозга и остроты зрения),
  11. морская рыба (питание клеток мозга).
  12. Особое значение в этот период имеет ваш собственный эмоциональный настрой. Если ребенок видит, как вы переживаете, он как бы заряжается вашим напряжением и тревогой.  Плохо, когда  экзамены воспринимаются как нечто фатальное, непоправимое. Во время экзаменов мы должны создать эмоционально спокойную, ненапряженную атмосферу. Важно создать ситуацию успеха.
  13. Очень важно понять в какой помощи нуждается именно ваш ребенок.  Нужно спросить его об этом: «Как я могу тебе помочь?»

Конечно, экзамены – дело нелегкое. Но не следует забывать и о пользе. Ведь в состоянии «экзаменационного стресса» организм мобилизуется и начинает работать в особом режиме. Человек сосредотачивается, собирается; мозг работает интенсивнее, улучшается внимание. А мысли становятся четкими и ясными.

Психолог ПМПС  Рузиева Мадина  Хамиджановна

<<

Как помочь в период адаптации?

Возрастные психологические особенности пятиклассников.

Ох уж этот возраст…

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей.

Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма отчуждения — является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я.

Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность, как в зеркале, увидеть и понять свои собственные проблемы.

Общение-печенье…
Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт..

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
     Шаг вперед…

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит… Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

 

Как можно помочь пятикласснику?

1.Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
2. Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.
3. Давайте ребенку отдых от Ваших внушений.  По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 – увещевательном, 50 раз – в обвинительном.

Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
4. Уважайте право ребенка на тайну. Дайте ребенку время, и он сам расскажет.  В противном случае, он может начать Вам лгать при излишнем давлении с Вашей стороны.
6. Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.
7. Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, формируйте положительную самооценку: «Я – умный», «Я – смелый», «Я все могу».

8. Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.
9. Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!
10. Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте ему другом!

ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!

Зав. ПМПС школы-лицея «Туран»

Кузнецова О.В.

<<

Что происходит с нашим  первоклассником?

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, в начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.  Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Адаптация к школе — многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Физиологическая адаптация.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

  1. Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. Многие становятся рассеянными, забывчивыми.
  2. Следующий этап адаптации — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  3. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов и родителей школьников способствует процессу адаптации.

Процесс адаптации первоклассников школы-лицея «Туран» курируется Психолого-медико-педагогической службой, в программу которой входят следующие задачи:

  1. Помощь учащимся в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
  2. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  4. Создание благоприятного психологического климата в классе.
  5. Способствование развитию творческого потенциала и установления норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом.

Психологом 1-х классов проводятся групповые тренинги, которые  содержат не только развивающие, но  и коррекционные упражнения, направленные на снижение уровня тревожности. Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры. Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях. Также в начале I полугодия проводится углубленная диагностика познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся.

Психолог ПМПС

 Калачева Т. В.

<<

Рекомендации родителям учащихся предшкольного класса

«Увлекательная дорога домой»

Что скрывать, для занятий с детьми у современных родителей остается все меньше и меньше времени. Работа отнимает большую часть дня, выматывая настолько, что главным желанием остается — добраться до дома. А дома маму ждут еще и домашние дела. И на совместное времяпрепровождение с ребенком совсем не остается времени. Так как же совместить общение с детьми с вечной нехваткой времени? На помощь приходят игры, в которые можно играть с ребенком по дороге в школу, магазин, поликлинику, на прогулке. Это будет одновременно и развлечением, и обучением.
1. Играем «в первую и последнюю букву»
Первый участник загадывает слово, второй участник должен на последнюю букву придумать своё слово. В игре используются имена существительные в единственном числе, а так же имена, названия, клички животных. Следующий или первый игрок продолжает игру, придумывая слово на последнюю букву от слова предыдущего игрока.

2. Играем в «угадай цифру»
Загадываете число от 1 до 10. Угадываем с трёх попыток. К примеру, загадали число 7.
ребёнок — 5
мама — больше
ребёнок — 8
мама — меньше
ребёнок — 7
мама — Угадал! Твоя очередь загадывать.

3. Угадываем «о чём речь?»
Нужно отгадать с трёх подсказок слово. К примеру, загадываете слово «трава». Первая подсказка «зелёная». Второй участник должен сказать одно слово. Если не отгадал, вторая подсказка «растёт». … Подсказкой может быть только одно слово (не словосочетание). Игра продолжается до трёх подсказок.

4. Играем в «шаги»
Кто быстрее дойдёт «лилипутами» — это маленькие шажки, когда вы идёте, приставляя к носку пятку. Выбираете цель, к примеру, красную машину или столб. И кто дойдёт быстрее лилипутами до цели. Или у кого лилипутов больше до заданной цели.
Другой вариант, идём большими шагами до цели. Кто быстрее дойдёт или у кого шагов больше-меньше до цели. Можете «предсказывать» сколько шагов до цели. К примеру, вы сказали 10, ребёнок 15. Проходите нужное расстояние, и победитель тот, кто угадал количество шагов.

5. Играем в «найди свою цифру»
Загадываете любое число (от 0 до 9) вы и ребёнок, у каждого своё число. И в течение всей дороги ищите своё число везде: в номерах машин, на домах, на рекламах и т.д. Побеждает тот, у кого количество найденных цифр больше.

6. Игра «вспомни из какого мультфильма»
По очереди вспоминаете отрывок из мультфильма (несколько слов, предложение или отрывок из песни) и другой должен отгадать, из какого это мультфильма. Игра весёлая и увлекает надолго.

7. Игра «продолжи стихотворение»
Вы уже давно и много читали своему ребёнку разные стихотворения. Конечно же, многое запомнилось хотя бы частично. В игру можно играть по очереди или взрослый будет всегда ведущим, а ребёнок отгадывающим. К примеру, продолжи стихотворение или назови его: «Как у наших у ворот чудо-дерево растёт». Ответ ребёнка либо «Чудо-дерево», либо «чудо, чудо, чудо, чудо, расчудесное».

8. Играем в «цвет машины»
Каждый выбирает себе любой цвет и считает, сколько машин с таким цветом он увидел. В конце игры побеждает тот, у кого количество машин своего цвета больше.

9. Играем в «подарок»
В этой игре развивается фантазия. Представляете, что у вас в руке подарок. Выставляете вперёд руки, как будто держите его (можно даже немного согнуться под его тяжестью). И говорите ребёнку «дарю тебе подарок, разверни и посмотри, что там». Передаёте подарок. Ребёнок, уже улыбаясь, принимает его и делает вид, что распаковывает и смотрит на вас, ожидая, что же вы скажете (что положили в «коробочку»?). Тут вы можете фантазировать от смешного (это смешная муха, которая будет тебя щекотать или это пирожное, но его нельзя съесть — оно деревянное), до обычного (это тебе велосипед и т.д.). Ребёнок в ответ тоже захочет вам что-то подарить, и игра продолжится в обмене «подарками».

10. Игра «я потерялась»
Если вы идёте домой или туда, где ваш ребёнок уже бывал, можете поиграть в игру «я потерялась». Скажите ему, что забыли дорогу до дома (или до другого места). Ребёнок вначале не поверит, а вы настаивайте, что потерялись и забыли. Ребёнок сразу почувствует, что может помочь маме и с радостью поведёт известной ему дорогой, как большой.

11. Игра «закрой глаза»
Ребёнок закрывает глаза, а вы его ведёте за руку, предупреждая об опасностях на дороге: «осторожно, яма», «осторожно, поребрик» и т.д. Можно иногда подшучивать, предупреждать об опасности, хотя её не будет. Такая игра развеселит любого!

12. Игра «продолжи сказку»
Каждый участник произносит одно предложение. Старайтесь составлять сказку, причём один может всё в смешное русло переводить, а другой в серьёзное. От этого сказка получится ещё лучше и интереснее! Фантазируйте, и пусть ваши игры будут самыми яркими и интересными!

Психолог ПМПС

Рузиева Мадина Хамиджановна

<<

«Как повысить мотивацию к обучению у ребенка»

1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.

4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что он тратит по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.

5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.

10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

11. Чётко ставьте цели перед ребенком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

14. Чётко и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей  учёбы.

15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

19. Не сравнивайте результаты обучения вашего ребенка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

20. Любите ребенка.

  Психолог Калачева Т. В.

<<

Как привить интерес к чтению?

Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети больше читают.

На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

В доме должна быть детская библиотека.

Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

Предложите детям до или после просмотра филь­ма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

Психолог Калачева Т. В.

<<

 

Памятка для родителей пятиклассников

«Почему снижается успеваемость? Кто виноват и что делать?»

К сожалению, подобный вопрос приходится достаточно часто слышать именно от родителей пятиклассников: «Почему мой ребенок, который в начальной школе учился хорошо и даже отлично, в пятом классе стал успевать хуже? А в третьей четверти совсем катастрофа!»

Попробуем разобраться, почему так происходит.

Третья четверть — это два с половиной месяца непрерывной учёбы, сезон олимпиад и тестовых проверок, авитаминоз, короткий световой день и перепады погоды, из-за которых дети сидят дома без воздуха и движения. Неудивительно, что школьная успеваемость резко падает, а заболеваемость возрастает. Врачи и педагоги называют это явление синдромом третьей четверти. Хотя официально такого диагноза не существует, его симптомы известны даже начинающим участковым педиатрам:

— подросток плаксив, рассеян, обидчив;

— не вылезает из простуд, жалуется на головную боль и плохой сон;

— подолгу не может включиться в работу;

— снизилась успеваемость: там, где были твердые «5», появились тройки и двойки,  изменился почерк.

Что происходит?

Стоит вспомнить, что в отличие от 4 класса, в 5 классе, помимо учебной нагрузки, ребенок испытывал еще и эмоциональную нагрузку в период адаптации к среднему звену, что во второй половине учебного года сказывается на общей утомляемости ребенка вследствие выше указанных причин.

Гормональный взрыв приводит к тому, что возбудительные процессы в коре головного мозга проходят быстро, процессы же торможения замедленны. Это отражается на поведении школьника. Его отвлекает, раздражает любая мелочь, а успокоиться и  остановиться ему сложно. В таком состоянии подростку непросто сосредоточиться на учёбе и школьных занятиях, сконцентрироваться, не отвлекаться.

А еще не стоит забывать о том, что в подростковый период школьника, не столько интересует учебная деятельность и получение оценок, сколько общение со сверстниками. Ребенок ищет иные способы удовлетворить познавательный интерес: при помощи интернета, друзей.

Поэтому снижение уровня мотивации (познавательного интереса) к обучению в пятом классе — явление распространенное и закономерное.

Что делать?

Физиологи и психологи составили рейтинг «оживляющих» мероприятий и определили их нужную дозировку.

Школьные нагрузки помогают пережить:

  1. Двигательная активность: ученики младших и средних классов должны проходить не менее 5 км в день.
  2. Свежий воздух: минимум 1,5 часа в день. В выходные — не менее 3 часов.
  3. Здоровый сон: не менее 10 часов ежедневно. Если не получается высыпаться в будни, оставшиеся часы придётся добирать в выходные.
  4. Усиленное питание: работу мозга стимулируют белки, для иммунитета и пищеварения полезны овощи и фрукты.
  5. Режим дня: чёткий распорядок помогает предотвратить утомление и удержать внимание ребёнка.
  6. Поддержка родителей: приказы, окрики, наказания только ухудшат эмоциональное состояние ребёнка. Психологи в этот непростой период дают родителям непедагогичный, но исключительно действенный совет: если ваше чадо стало хватать двойки,… разрешите ему прогулять школу. Как показывает практика,  дополнительный выходной улучшит не только  самочувствие, но и успеваемость.
  7. Также стоит помнить, что этот период сопровождается и гормональной перестройкой: частая смена настроения без явных причин, раздражение по мелочам и пустякам. Родителям стоит запастись терпением и просто помочь  отреагировать на чувства и эмоции ребенка, показывая свою поддержку и понимание. Можно поддержать словами и без выяснения причин, а просто сказать: «Я вижу: тебе плохо, и ты расстроен», «Я понимаю, ты сейчас раздражен».
  8. В выходные дни не рекомендуется загружать ребенка уроками и занятиями.

Психолог 5-х классов

Кузнецова О.В.

8701 5515255

<<

 

Адаптация в 5 классе
Переход из младшей школы в среднюю — интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: кабинеты, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д. Для преодоления этих трудностей психолог 5-х классов Кузнецова Оксана Владимировна, согласно плану Психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» начала реализацию профилактической программы, направленной на успешную адаптацию пятиклассников к новой социальной ситуации.

Основные задачи адаптационной программы:

  • создание условий для успешной адаптации детей в средней школе (формирование и сплочение классных коллективов, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями);
  • адаптация нагрузки и образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклассников.

Для реализации этой программы Оксаной Владимировной проводятся еженедельные тренинги в каждом пятом классе. Проведена диагностики самочувствия, настроения, активности каждого ученика и климата в классе, также оказывается индивидуальная психологическая поддержка ученикам, которые требуется особое внимание.

Важным направлением в этой программе является индивидуальное консультирование родителей, педагогов по вопросам адаптации и возрастным особенностям учащихся. Все полученные результаты диагностики будут озвучены на педагогическом совете «Адаптация в 5 классе: дефициты и ресурсы»» 29 октября 2014 года, где педагогический коллектив примет согласованные решения по стратегии взаимодействия с ребятами-пятиклассниками.

<<

Адаптация к обучению в начальной школе — это сложный период для первоклассников и их родителей. Детям нужно привыкнуть к новым условиям обучения (отличающимся от детского сада), к ребятам, педагогам и их требованиям. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания.

Основные задачи программы сопровождения первоклассников психологической службы школы-лицея «Туран»:

  • развитие сплоченности детских коллективов;
  • развитие позиции школьника;
  • развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции;
  • повышение самооценки детей;
  • развитие рефлексии.
Психологом проводятся еженедельные адаптационные тренинговые занятия с каждым первым классом. В течение сентября проведена индивидуальная углубленная диагностика познавательных процессов, мотивации и эмоционального отношения к школе. Ученикам, требующим особого внимания, оказывается индивидуальная психологическая поддержка. Также проводится консультация родителей учащихся по вопросам развития, адаптации и особенностям учащихся.

Ведется работа и с учителями, работающими с первоклассниками: посещение уроков, наблюдение на прогулке и на внеклассных мероприятиях; психолог разрабатывает рекомендации по работе с отдельными учащимися и классными коллективами в целом.

22 октября 2015 года состоится Психолого-медико-педагогический консилиум по вопросам адаптации первоклассников, на котором будут озвучены результаты диагностики, наблюдения специалистов за процессом адаптации учащихся. В завершении консилиума педагогическим коллективом будет принято согласованное решение по дальнейшей стратегии взаимодействия с первоклассниками.

Психолог ПМПС Крюкова Д.С.

<<

Рекомендации ПМПС для родителей учащихся 1 классов
«Как помочь ребенку понять, что такое отметка и принять новую систему оценивания»
  1. Поддержите в ребенке стремление быть школьником. Ваша искренняя заинтересованность школьными заботами, серьезное отношение к первым достижениям и возможным трудностям подтвердят значимость его нового положения и деятельности.
  2. Обсуждайте с ребенком те правила и нормы, с которыми он встречается в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него не сразу может что-то получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  4. В каждой работе ребенка найдите то, за что его можно похвалить. Помните, что одна лишь похвала, эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка.
  5. Не упускайте трудности, возникающие у ребенка на этапе обучения.
  6. Соизмеряйте Ваши требования и возможности ребенка (не давите на ребенка, если он не может работать только на одни «5»).
  7. Хвалите ребенка за трудолюбие и старания, даже если результат не самая высокая отметка.
  8.  Помогайте ребенку учиться, а не выполняйте задания за него.
  9. Не пугайтесь «3» по предмету и, самое главное, не учите ребенка лгать! (Я тебе помогу, а учителю скажешь, что сам все сделал).
  10. Измените свое отношение к отметкам.
  11. Дайте понять ребенку, что отметка – это результат его труда, учения, развивайте и поощряйте трудолюбие.
  12. Объясняйте и чаще говорите, что оценивается не он сам, а результат его деятельности.
  13. Поддерживайте своего ребенка, несмотря на любые его отметки.
  14. Учение — это нелегкий и ответственный труд. У первоклассников должно оставаться достаточно времени на игры.
Психолог ПМПС Калачева Т. В.   

<<

 

Караул! Подростковый возраст! Что делать?
Подростковый возраст, охватывающий период от 12 до 18 лет, — это, бесспорно, самое прекрасное, но и самое трудное время жизни. Подростки возражают против навязывания чего-то извне и готовы бороться за свою свободу. С другой стороны, это время, когда родители обязаны готовить их к взрослой жизни, где необходима ответственность и самоконтроль.

 

Как помочь своему ребенку-подростку пережить этот период и самим не сойти с ума?

 

1. Основное сопротивление

Подросток стремится доказать всем вокруг, что он уже не маленький. В ход идет все: непослушание, своеволие, грубость, «взрослые» привычки (сигареты, «взрослые» темы, ночевки у друзей).

Чего делать нельзя: отвечать грубостью на грубость, опускаться до скандалов, контролировать каждый шаг.

Как себя вести: объясните, что взрослость — это не только права, но и обязанности. Доверьте подростку то, чего раньше не доверяли: оплатить счета в банке, выбрать подарок отцу на день рождения… Хочет быть взрослым — пусть разделит с вами взрослые заботы.

 

2. Искренний интерес

В этот период у юношей и девушек формируется свой взгляд на мир, своя система ценностей — и этим хочется с кем-то поделиться.

Чего делать нельзя: быть равнодушными, демонстрировать детям, что их мысли и чувства – еще не зрелые и «детские».

Как себя вести: разговаривать с детьми, задавать вопросы о его друзьях, увлечениях. Подросток должен понять, что вам не безразлично, чем он живет.

 

3. Авторитаризм — нет. Партнерство — да!

Беспрекословно подчиняться родителям для подростка означает расписаться в своей невзрослости. Вот почему любые советы, а тем более приказы он воспринимает в штыки.

Чего делать нельзя: заставлять сына или дочь подчиняться, подвергать наказаниям за ослушание.

Как себя вести: измените тон. Не приказывайте сыну или дочери что-то сделать, а просите и объясняйте, почему это важно. Например, хотите, чтобы он сделал музыку потише, пожалуйтесь на головную боль.

 

4. Только личный пример

Претензии вроде «Ты ничего не читаешь! Ничем не интересуешься!» вызывают возмущение подростков: «А ты-то сама?»

Чего делать нельзя: подчинять всю свою жизнь обслуживанию ребенка, работе, домашним заботам, при этом забывать о собственных интересах.

Как себя вести: подавать пример. Если попрекаете чадо ленью, не сидите сами в четырех стенах: отправляйтесь в поход, в музей.

5.Через свой опыт

Юношеский максимализм отдаляет подростков от родителей: «Взрослым нас не понять…» Тинэйджерам трудно представить, что их строгие мамы и папы тоже были юными: и влюблялись, и чудили, и пробовали первую сигарету…

Чего делать нельзя: быть ханжами, строить из себя людей без недостатков.

Как себя вести: открывайтесь перед детьми. С юмором рассказывайте о тех ситуациях, в которые попадали сами, когда были в их возрасте: о первой любви, о конфликтах с родителями, о своих чувствах… Сын или дочь должны понять, что вы им не враги, просто очень за них волнуетесь.

Психолог ПМПС Кузнецова О.В.