ул. Мынбаева, дом 102
Алматы, Казахстан.

liceum@turan-edu.kz
+7 (727) 392-87-50
392-87-51, 392-87-48

ПРОБЛЕМА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

  1. /
  2. Учащимся и родителям
  3. /
  4. Рекомендации психолога
  5. /
  6. ПРОБЛЕМА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Психологическая консультация для родителей и учителей начальной школы

ПРОБЛЕМА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Психолог Кирюшкина Н.Л.

     Наказание –  метод воспитания, позволяющий взрослому  продемонстрировать ребенку свое осуждение его поступков или мотивов поведения.  Наказание — очень сильное средство воздействия, его применение требует большого такта и осторожности. Наказывать ребенка можно в исключительных случаях.

А можно ли в семейном воспитании обойтись вообще без наказаний?

Макаренко считал: «В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания». Вместе с тем он отмечал: «Наказание — это не только право, но и  обязанность в тех случаях,  когда это необходимо».

Лучше вообще не думать о наказании, а думать о поощрении: только так вы сможете воспитать успешного и бесстрашного человека.

Не забудьте извиниться, если все-таки сорвались и накричали на ребенка. Постарайтесь  обсудить проблему и поговорить с ребенком.

Наказание — самое непродуктивное  воздействие на ребенка.  Ребенок еще не знает, как поступить в том или ином случае. Известный ему способ может повлечь наказание, тогда ребенок может стать обманщиком. Он будет поступать так, как знает, но если  его поймают, то будет выкручиваться, а если это удастся, то ложь станет приносить удовольствие.

Оценивая детское поведение, взрослый или одобряет тот или иной поступок, или осуждает его, то есть поощряет или наказывает.  Поощрение является способом выражения положительной оценки поведения и деятельности ребенка, выполняет стимулирующую функцию в воспитании.

Доказано, что поощрение, если оно применяется правильно, дает более эффективные результаты, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно  способствует формированию позитивных качеств личности: доброжелательность, ответственность, чуткость,  чувства собственного достоинства.

Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: приветливая улыбка, одобрительный взгляд, похвала, благодарность, признательность, награда, подарок. Главное,  чтобы поощрение было адекватным поступку ребенка.

Надо ли поощрять ребенка за то,  что он обязан выполнять?

Положительно оценить и отметить его действия и полученные результаты просто необходимо.

Поощрение должно быть искренним, оставлять удовлетворение воспитателю и ребенку. Это обязательное условие. При ином подходе поощрение не воспринимается.

 

Виды поощрения детей: похвала и награждение.

Похвала. Как и за что хвалить ребенка?

Награждение. Как, за что, чем можно наградить ребенка?

Вот несколько игр,  в которые можно играть с детьми.

  • Мешок поощрений. Это мешок с маленькими сюрпризами, которые дети могут вытащить, заработав определенное количество жетонов за хорошее поведение. Как правило, мешок с поощрениями  предлагается детям, поведение которых нуждается в коррекции. Но дети, которые ведут себя хорошо, тоже нуждаются в поощрении. Иначе, какой смысл себя хорошо вести?
  • Большое спасибо маме. Педагог говорит ребенку при других детях: «Ты очень хорошо себя ведешь, мне помогаешь, никого не обижаешь. Я написала открытку твоей маме, где говорю ей «Спасибо» за то, что она так хорошо тебя воспитывает». Открытка маме вручается вечером.
  • Герой дня. Ребенку, который весь день вел себя хорошо, помогал взрослым, присуждается титул «Герой дня» (таких героев может быть несколько). Если ребенок пять раз подряд  заслужил такой титул, он может выбрать для себя подарок из коробки для особых случаев.

 

Цитаты для обсуждения темы поощрение и наказание:

« Частые наказания   побуждают ребенка оставаться инфантильным»  (А.Фромм).

«Слово «нет» необходимо при воспитании детей, особенно в том, что касается их здоровья и безопасности, но слишком частое его повторение угнетает малыша и стимулирует непослушание»  (В.Гебель, М.Глеклер).

«Сделав шаг к взаимопониманию первым, вы разрываете спираль упрямства» (Р.Карлсон).

«Телесное наказание вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают»

(П.П.Блонский).

«Незаслуженное наказание ведет к формированию позиции, что ошибаться плохо, что лучше всего «быть хорошим» и не делать ошибок. Ребенок не учится на своем опыте,  не работает над ошибками и несовершенствами, считая, что делать ошибки недопустимо, что это чуждо человеческой природе» (В.Гебель, М.Глеклер).

«Во взаимоотношениях с детьми, начальством, трудным человеком или ситуацией, прежде всего, нужно запастись терпением» (Р.Карлсон).

«Дети заслуживают уважения. Не обращайтесь с малышом, как с собственностью или несмышленым младенцем. Относитесь к нему с тем уважением, какое вы оказали бы  любому другому человеку» (А.Эйзенберг,Л.Э.Муркофф, С.Э.Хаттауэй).

«Главная задача родителей: спокойно и тактично объяснить ребенку, что от него требуется, внушить ему, что он делает неправильно» (Б.Спок).

«Нужно прибегнуть к энергичным мерам, чтобы спокойно и решительно поставить ребенка в должные границы, не вымещая на нем собственные эмоции и аффекты»

( В.Гебель, М.Глеклер).

«Навыки хорошего поведения усваиваются постепенно, главным образом потому, что усвоение и запоминание — сложные процессы, в ходе которых ребенок постепенно осознает наши слова, нашу логику и то, чего мы от них хотим. Бесполезно говорить детям: «Не делай так». Лучше предложите им варианты поведения» (Э.Сигел,ЛСигел).

Когда дети ведут себя плохо, они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо, это никого не удивляет.  Дети очень часто ждут одобрения своих действий, стараются заслужить похвалу.

Дети живые, непосредственные,  любознательные. Мы надеемся, что в вашей копилке варианты поощрений будут прибавляться.

 

Сто слов, которые  следует употреблять в работе с детьми.

Ребенок должен чувствовать себя любимым, нужным,  успешным. Успех, как известно, рождает успех.  Главная заповедь взрослого – заметить даже самое маленькое продвижение ребенка вперед и поддержать его успех. Мы хотим посоветовать педагогам и родителям сто слов, которыми он может сделать ребенка счастливым и успешным.

*великолепно* умно* великое открытие* огромный успех* я восхищаюсь тобой*

*ты хороший друг* выдающаяся работа* ты делаешь хорошие успехи*

*ты быстро продвигаешься вперед* я уважаю тебя* ты очень ответственный человек* *ты уникален* я верю  в тебя* ты сделал меня счастливой* отлично*

*феноменально* огромное достижение* сенсационно* ты   победитель*

*мы на верном пути* изумительно* поразительно* так умно* я счастлива*

* ты   само совершенство* какой ты внимательный* ты моя радость*

*ты добился большого успеха* как хорошо* выдающаяся работа*

*твоя аккуратность фантастична * я не видела ничего подобного*

*прекрасно* молодец* умница* я  горжусь  тобой*  ты хорошо  постарался*

* я знала, что ты сможешь   это сделать*  я  люблю тебя*