ул. Мынбаева, дом 102
Алматы, Казахстан

lyceumturan@rambler.ru
+7 (727) 392-87-50
392-87-51, 392-87-48

Советы логопеда

  1. /
  2. Учащимся и родителям
  3. /
  4. Советы логопеда
… Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая — побеждать!
Еврипид


Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников

по профилактике дислексии

Очень часто на приём к логопеду приходят родители, переживающие за своих детей , и заявляют: «Моему ребёнку уже 6 лет, а он до сих пор не может запомнить буквы, слоги-то еле-еле читает, — наверное, у него дислексия!» Однако этот диагноз встречается значительно реже, чем о нем принято говорить. Опаснее ситуация,  когда взрослые не осознают проблему ребенка, страдающего дислексией, записывая его в «глупых», «неумелых», и упорно пытаясь стандартными методами научить его делать то, что он не может делать по объективным причинам: качественно читать и понимать прочитанное. Так, что знать, что такое дислексия, как ее распознать, как компенсировать и когда надо обращаться за помощью к специалистам никому не помешает.

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания, узнавания букв, слияния букв в слоги и слогов — в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова. Кроме того, дислексия проявляется в  непонимании прочитанного. Ребенок не может правильно прочитать слово, связать букву со звуком, не понимает текст, который он прочитал. Не нужно спешить с выводами: понятие нормы довольно широко трактуется и в педагогике, и в психологии. Те трудности, которые потом окажутся непреодолимыми, в норме часто обязательно встречаются на самых первых этапах обучения чтению.

Ребенок, только-только осваивающий чтение, имеет право на ошибку. Он может путать буквы, не запоминать прочитанное до тех пор, пока не созреют его головной мозг и нервная система. До каких пор ждать? Вы сильно удивитесь, но специалисты советуют, если у ребенка нет других нарушений (в порядке фонематический слух, он четко произносит звуки, его речь развита в соответствии с возрастом) не делать поспешных выводов до завершения первого полугодия обучения в первом классе.

И еще одно немаловажное замечание. Дислексия не болезнь, жить с ней можно. Окончив школу, повзрослевший ребенок найдет способ, как обойти проблему. В конце концов ничто не помешает ему выбрать профессию, напрямую не связанную с чтением и письмом. А информацию спокойно можно получать и обрабатывать из телепередач, слушая радио или аудиокниги, используя диктофон или компьютер. Тем не менее показать ребенка, испытывающего непреодолимые трудности при чтении, специалисту необходимо. Занятия с профессионалами помогут если не окончательно избавиться от нарушения, то хотя бы снизить остроту проблемы. И в любом случае они будут очень полезны для ребенка.

А вот несколько советов от логопеда по профилактике дислексии:

  • Игра с пластилином. Слепите с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить букву из теста, а потом испечь из них печенья.
  • Рисуем буквы в воздухе. Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя.
  • Ниткография. С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Нужно помнить, чем младше ребенок, тем толще должна быть нить.
  • Буквы из проволоки. Взрослый может научить ребенка делать букву, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв.
  • Занятия на прогулке На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

Старайтесь каждые выходные вывозить ребенка на природу и в будние дни больше гулять. Пусть ребенок дышит свежим воздухом и насыщает подкорку головного мозга кислородом. Приучите его каждое утро и вечер массировать шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, принимать контрастный душ, все это активизирует мозговую деятельность.

Желаю всем успеха!

 Логопед школы-лицея «Туран» Жакипбекова Н.К.


Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике

нарушений устной и письменной речи

В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение в произношении и в речи. Нарушения речи требуют определенного коррекционного воздействия и могут оказать неблагоприятное действие на дальнейшее развитие ребенка. Разграничить собственно нарушение речи от каких-то возрастных особенностей речевого развития ребенка, от временных нарушений речи у детей, связанных с различными причинами вам поможет учитель-логопед. Предлагаю вниманию родителей детей, имеющих различные речевые нарушения, рекомендации для работы с детьми в домашних условиях по развитию мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки к письму, развитию связной речи, подготовки к овладению грамотой.

  • Для того чтобы речь ребенка развивалась нормально и правильно, необходимо создать ему все условия для речевого общения, которое должно проходить на эмоциональном уровне: ребенок просто должен слышать звуки, ему необходимо прямое общение со взрослыми.
  •  «ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ!»
  • Учите своего ребенка говорить. Правильное, чистое произношение и развитая речь — заслуга, прежде всего, семейного воспитания. Недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной дефектов звукопроизношения.
  • Устранить речевые нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребенку поможет учитель-логопед. Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не помешает обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле.
  • Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист. Самостоятельное вмешательство родителей в процесс коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату.
  • Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.
  •  Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи — это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка. Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:

  1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду», «Петя пьет вкусный сок», «Папа едет на работу». Назови первое и последнее слово в предложении.
  2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.
  3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе»
  4. Придумай предложение с первым словом «веселый» (или любым другим), постепенно добавляя слова, связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван».

Логопед школы-лицея «Туран» Жакипбекова Н.К.

 


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

«ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»

СУХОМЛИНСКИЙ В.А.

Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.
Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).
Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:

  • развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги);
  • различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

Для развития ручной умелости дети должны:

  • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
  • сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
  • делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • махать в воздухе только пальцами;
  • собирать все пальцы в щепотку;
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
  • завязывать узелки на шнурке, веревке;
  • застегивать (расстегивать) пуговицы;
  • играть с конструктором, мозаикой;
  • рисовать в воздухе;
  • мять руками поролоновые шарики, губки;
  • рисовать, раскрашивать, штриховать;
  • выполнять аппликации;
  • скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл).

В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно сформированной устной речью в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.

Желаю всем успеха!

Логопед школы-лицея «Туран» Жакипбекова Н.К.


 

Вот и начались трудовые будни. После проведенного логопедического обследования, оказалось, что почти 60% учащихся предшкольного и первых классов нуждаются в логопедической помощи. В основном это нарушения звукопроизношения, но и дети с недостаточно хорошо развитым фонематическим восприятием (восприятие звуков речи), недостаточно хорошо развитым общим уровнем речи, т.е. лексикой, грамматикой и связной устной речью, а также с нарушением темпо-ритмической стороны речи (заикание) не останутся без внимания логопеда.

Хочу отметить, что ребята предшкольного и первых классов с интересом посещают логопедические занятия, все стараются и радуются первым успехам. Сейчас идет работа по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков и непосредственно сама постановка. Это очень важная часть коррекции произношения. Ведь учащимся необходимо научиться контролировать и управлять действиями языка. На такую кропотливую работу требуется много энергии и сил. В этот период работы родителям необходимо поддержать своего ребенка эмоционально, обязательно закрепить полученные на уроке навыки. Ведь, чем скоординированнее действия артикуляционного аппарата, тем легче произойдет постановка звука, тем успешнее будет происходить автоматизация звука. Упражнения, данные логопедом, необходимо выполнять каждый день по 10-15 минут под счет, чтобы движения были четкими и качественными. Для того чтобы контроль за действиями был более осознанный, заниматься необходимо перед зеркалом.

От артикуляционных постановочных упражнений переходим непосредственно к постановке звука. Если ребенок хорошо подготовлен, то постановка не займет много времени. Однако не следует сразу ожидать правильного произношения в обыденной речи. Да, ребята научились правильно располагать язычок и губы для произнесения нужного звука, но теперь нужно соединить новый звук с другими звуками. Новая комбинация последовательных движений не всегда дается легко. Часто срабатывает двигательная память и к недавно изученным движениям подключаются и старые, неправильные. Поэтому на этом этапе необходимо скоординировать и автоматизировать полученные на занятии навыки. Сначала медленно, перед зеркалом, постепенно увеличивая скорость, но если при этом не страдает качество движений. Можно нараспев, повышая и понижая голос, как по ступенькам. Можно проговаривать слоги с разной интонацией, как бы спрашивая о чем-то (Ла-ла-ла?) или с грустью, восторгом и т.д.

Несмотря на кажущуюся простоту задания, ребенок испытывает колоссальное напряжение, и как он радуется, когда язычок слушается, и мы слышим правильный звук! Давайте поможем нашим любимым 6-7-леткам закрепить правильное звучание и получать только положительные эмоции от упражнений.

октябрь 2014г.


Родителям, чьи дети испытывают речевые трудности

 

Родителям, чьи дети испытывают речевые трудности нужно знать, что:

1. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения.

2. Задержка в речевом развитии тяжело сказывается на общем росте психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, работоспособности.

3. Речевые расстройства порождают своеобразные изменения в характере ребёнка: замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности, маскирующие или облегчающие речь уловки.

4. Неудачные попытки преодолеть свои затруднения при общении или замаскировать их, могут вызвать чувство собственной неполноценности, депрессивные состояния, негативизм; порождает чувство обиды, досады, иногда озлобленность и раздражение.

5. У детей с расстройством речи часто наблюдается нарушение не только речевой моторики — пареза языка, губ, но и общей: дискоординации, неточности и слабости движений, двигательной расторможенности.

6. Нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.

7. У некоторых детей действие с игрушками не носят развернутого игрового характера, не имеют смысла и целенаправленности.

8. Неустраненные в детском возрасте замены и смешения звуков отрицательно влияют на письмо и чтение. Отставая в учёбе и теряя интерес к ней, такие школьники нередко переходят в категорию нарушителей дисциплины.

9. Звуки, исправленные только в старшем школьном возрасте, с трудом вводятся в самостоятельную речь.

10. Некоторые недостатки речи ограничивают возможности в выборе любимой профессии, мешают в труде и повседневной жизни.

Важно знать, что логопедические занятия очень важны не только для качественного улучшения функционирования речевой стороны познавательной сферы личности ребенка, но и для общего гармоничного развития.