ул. Мынбаева, дом 102
Алматы, Казахстан.

lyceumturan@rambler.ru
+7 (727) 392-87-50
392-87-51, 392-87-48

Родителям

Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации

Адаптация к школе – длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты. Наиболее остро период адаптации протекает в начале обучения в школе.

Начало обучения в школе – один из самых сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Меняется вся его жизнь. Новые контакты, новые условия, принципиально новый вид деятельности, новые требования и т. п. Напряженность этого периода обусловлена прежде всего тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов.

Специальные исследования показали, что самые обычные виды деятельности школьника вызывают серьезное напряжение ряда физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15–30 ударов, к увеличению систолического давления на 15–30 ударов, к изменению биохимических показателей крови и т. п.

Выделяются три основных этапа (фазы) физиологической адаптации:

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится 2–3 недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит ребенок в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на учебную нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы нагрузку ни испытывал школьник, будь то умственная по усвоению новых знаний, статическая при вынужденной «сидячей» позе или психологическая при общении в большом и разнородном коллективе, его организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой.

Возможности детского организма не безграничны, а длительное функциональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению психического и физического здоровья.

Продолжительность всех трех фаз адаптации – приблизительно 5–6 недель, т. е. этот период продолжается до 10–15 октября, а наиболее сложными являются 1–4-я недели.

Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, симпатоадреналовой системы, а также низкими показателями координации (взаимодействия) различных систем организма между собой.

И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5–6-й неделях обучения, весь первый год (если сравнить показатели на следующих периодах обучения) можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Выделяются группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой.

При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия. Почти у всех детей в начале учебного года наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем сильнее выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к учебной деятельности организм вчерашнего дошкольника.

Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.

У каких детей труднее всего протекает адаптация? Тяжелее всех адаптируются те, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы.

Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания, ухудшающая состояние центральной нервной системы, служат причиной более тяжелого протекания адаптации и обусловливают снижение работоспособности, высокую утомляемость, ухудшение здоровья и снижение успешности обучения.

Признаками нарушения адаптации могут быть:

  • изменения в поведении ребенка, снижение работоспособности и качества работы;
  • выраженные изменения организации деятельности (снижение темпа, сокращение времени работы без отвлечений, появление трудностей переключения с одного вида деятельности на другой и т. п.);
  • повышенная утомляемость;
  • двигательная расторможенность или, наоборот, вялость, сонливость;
  • снижение сопротивляемости (появление частых простудных заболеваний);
  • неврозоподобные расстройства (навязчивые движения, страхи, беспокойный сон, неустойчивость настроения, неадекватные реакции и т. п.);
  • снижение массы тела;
  • жалобы (головная боль, тошнота, боли в животе и т. п.);
  • нарушение (снижение) качества учебных действий (нарушение почерка, «нелепые ошибки», «неиспользование» правил, фрагментарное восприятие заданий и т. п.);
  • снижение учебной мотивации;
  • повышение тревожности.

Необходимо подчеркнуть, что все эти признаки (или часть их) у детей с трудностями адаптации могут отмечаться с первых дней обучения, у некоторых могут появиться не в начале года, а у части детей – на самом сложном этапе – в середине третьей четверти (в феврале).

Задача взрослых — создать такие условия, в которых описанные трудности не будут неблагоприятно отражаться на успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться.

Конечно, лучше всего если родители позаботились об оздоровлении ребенка перед школой, облегчив ему тем самым адаптацию в первый год обучения. Ребенок в этом случае быстрее  и с меньшим напряжением справляется с трудностями начала школьного обучения и может лучше учиться.

Врач-невропатолог школы-лицея «Туран»

Абдильдина Г.К.

КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА:

ДЕТИ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ И ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ

Одной из распространенных форм хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с  гиперактивностью (СДВГ). Дефицитом внимания называется неспособность к концентрации внимания в течение несколько секунд в любой обстановке. Нарушения внимания проявляются в трудностях  его удерживания (ребенок не собран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца), в снижении избирательности внимания (не способен надолго сосредоточиться на определенной деятельности), выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Гиперактивность проявляется не просто избыточный двигательный активностью, но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости, импульсивностью.

Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у таких детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторикой и праксиса. Нарушения в эмоциональной сфере заключаются в чрезмерной возбудимости, внутренней напряженности, частой смене настроения, переживании чувства страха, повышенной тревожности, беспокойстве.

 

КАК ПРОВЕРИТЬ СТРАДАЕТ ЛИ РЕБЕНОК СДВГ?

Международные критерии диагностики такие:

  1. ребенок не способен сосредоточиться на детялах;
  2. плохо сохраняет внимание;
  3. создается впечатление, что не слушает, не следует инструкциям;
  4. испытывает сложности в организации  выполнения заданий;
  5. избегает заданий, связанных с длительным умственным напряжением;
  6. теряет вещи, необходимые для выполнения работы;
  7. легко отвлекается;
  8. проявляет забывчивость в ежедневных делах.

Перечень признаков гиперактивности-импульсивности:

  1. совершает беспокойные движения руками, ногами или ерзает на месте;
  2. оставляет свое место в классе без разрешения;
  3. чрезмерно бегает и прыгает;
  4. с трудом может играть спокойно;
  5. «целый день на ногах» или «носится как заведенный»;
  6. избыточно говорлив;
  7. выпаливает ответы прежде, чем услышит вопросы;
  8. с трудом дожидается своей очереди;
  9. прерывает или вмешивается в разговор.
ВЛИЯНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ

НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Особенности нервной системы

Часто болеющие дети плохо справляются с нагрузками, как эмоциональными, так и интеллектуальными. У них наблюдаются следующие изменения в центральной и вегетативной системах:

  • Повышение биоэлектрической активности  подкорковых структур. Этот показатель говорит о том, произвольная деятельность ученикам этой группы дается с большим трудом.
  • Повышение тонуса мышц, что свидетельствует о напряженности человека, тревоге.
  • Увеличение притока крови к мозгу при интеллектуальной нагрузке, при этом снижается кровоотток, повышается внутричерепное давление. Ребенку тяжелее учиться и контролировать свое поведение.
  • Появление вегетативных расстройств. Вегето-сосудистая   дистония – спутник современного школьника. У некоторых детей во время стресса учащается сердцебиение, они краснеют, не могут справится с волнением. Другие бледнеют, падают в обморок, не могут сосредоточиться. Как проявляется вегето-сосудистая дистония? Вегетативная система делится на две части – симпатическую и парасимпатическую. Если поражена преимущественная первая часть (такие дети называются симпатотониками), то у человека во время кризиса краснеют лицо, шея, уши, повышается артериальное давление, возникают приступы беспокойства, бывает повышение температуры (без признаков инфекционного заболевания). Если поражена парасимпатическая нервная система (такие дети называются ваготониками), то во время кризиса ребенок бледнеет, может упасть в обморок, у него слабый пульс, низкое давление. Между приступами симпатотониками обычно красные, потные, возбужденные. Парасимпатотоники – сонливые, бледные, легко мерзнущие.

Поражение сердечно — сосудистой  системы приводит к общему снижению работоспособности, колебаниям настроения и отсутствию желания учиться. Такие дети очень зависимы о погоды, и бывает, что в ветреные и дождливые дни просто спят за партой.

 

Каждый ищет свои пути решения проблем и преодоления трудностей. Например, кто-то прогуливает контрольную работу, чтобы избежать двойки. А другой   реагирует на эту ситуацию высокой температурой или давлением, головными болями и др. Стрессы, напряжение и перегрузки сказываются на здоровье школьников. Ослабление нервной системы приводит к снижению общего иммунитета. Школьник начинает часто простужаться. Появление бронхиальной астмы в детстве вырастает из невротических реакций, задержек дыхания, которые потом могут перетекать в одышку, невозможность выхода. Тревожность приводит к спазму сосудов, которые питают желудок и двенадцатиперстную кишку, тонкий и толстый  кишечник. Вот вам и заболевания желудочно-кишечного тракта. Боли в животе перед контрольной работой – не более чем проявление невротизации. Аллергические реакции, экзема, псориаз и крапивница тоже начинается по психогенном фоне. Тяжелые эндокринные заболевания – гипертиреоз и сахарный диабет – могут  возникнуть на фоне хронического стресса, когда ребенок не может справиться со школьными проблемами, замыкается в себе и начинает переживать их в одиночку. Поэтому важно не только помогать школьника решать проблемные ситуации, но и развивать у них навыки самостоятельного преодоления трудностей.

 

Конституционный тип

Частым заболеваниям подвержены дети определенных конституциональных типов.

Депрессивный тип. Ребенок часто жалуется на плохое самочувствие, живет с гримасой боли  и страха на лице, удерживает на себе внимание семьи «благодаря» бесконечным болезням. Такие дети вечно чем-то недовольны, по малейшему поводу, а то и без оного начинают плакать. Их рассказы, игры и рисунки изобилуют катастрофами, черными и красными красками. Они не смогли разорвать тесную симбиотическую связь с родителями, которая нормальна лишь до трех лет, у них оказались  не сформированными физические и эмоциональные границы.

 

Невротический тип

Эти дети гиперактивны, часто получают травмы, могут иметь к первому классу не одно сотрясение мозга, совершают массу непроизвольных движений. У них велико чувство тревоги, поэтому наблюдаются повышенный мышечный тонус и локальные зажимы, связанные с высокой  возбудимостью головного мозга.

 

Астенический тип

Дети, страдающие расстройствами  вегетативной нервной системы. Они быстро утомляются, при малейших неприятностях падают в обморок, зависимы от погоды: ветер, дождь, снег или жара вызывают у них мучительные головные боли. Именно из них вырастают девушки, изнуряющие себя бесконечными диетам в погоне за совершенной фигурой.

Личностные особенности школьника также могут оказывать влияние на возникновение заболеваний и школьную дезадаптацию. Например, высокий уровень тревожности, гиперответственность, высокая или низкая самооценка, стремление быть первым и неумение преодолевать неудачи, низкая учебная мотивация, несформированность коммуникативных навыков, неумение распознать чувства других людей и выражать свои.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ РОДИТЕЛЯМ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
  1. Принятие проблем ребенка. Нужно понять, что частые заболевания вызваны не только снижением иммунитета, но и психологическими проблемами. Ребенок не может справиться с ситуацией и предпочитает уходить от нее. Родителям стоит обратиться  не только к детскому, но и семейному психологу.
  2. Играть и общаться с ребенком как можно больше. Каждый день должен быть выделен час на общение, а не только на проверку уроков. Об этом мы уже писали в предыдущих лекциях  и считаем, что необходимо повторить это снова
  3. Закаливать ребенка. Необходимо делать водные и воздушные закаливающие процедуры, начиная со второй недели после выздоровления.
  4. Массаж по назначению врача – как общий, так и затрагивающий бронхолегочную систему.
  5. Ежедневная дыхательная гимнастика.
  6. Дети с вегетативными нарушениями много потеют, стопы и ладони у них часто бывают влажными. Родители им должны покупать им одежду из натуральных тканей, особенно это касается нательного белья, носков и колгот. Как показывают осмотры и опросы, далеко не все дети приучены к ежедневным гигиеническим процедурам. Душ для детей вегетативным нарушением может стать средством не только гигиены, но и укрепление сосудов.
  7. Дети должны спать столько, сколько хочется. Чтобы определить их потребность во сне, хронометрируйте ночной сон вовремя выходных. В будний день укладывайте ребенка вечером в такое время, чтобы к 7 утра он проспал необходимые ему часы. Если не хватает ночного сна, позволяйте спать днем после школы.
  8. Необходимо следить за сбалансированным питанием. Содержание белка в пище должно быть 10% выше возрастной нормы. Очень важно следить за состоянием желудочно-кишечного тракта, ежедневным стулом, хорошим аппетитом. Если после болезни дети продолжают «чахнуть», необходимо проконсультироваться у гастроэнтеролога.

ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНО – ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ
Острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ) – это самые распространенные болезни человека, вызываемые вирусами и бактериями, к которым относятся воспалительные процессы дыхательных путей (полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи).

Острые респираторно-вирусные инфекции передаются воздушно-капельным путём.

Распространение респираторных заболеваний имеет сезонный характер, и чаще наблюдаются в дни весеннего, осеннего и зимнего ненастья.

Симптомы ОРВИ: недомогание, повышение температуры тела, боли и/или першение в горле, насморк, кашель, головная боль.

Наиболее подвержены заражению ОРВИ дети, особенно раннего возраста.

Предупреждение распространения респираторных инфекций:

  • раннее выявление заболевших и их изоляция их от окружающих;
  • соблюдение правил личной гигиены;
  • ношение медицинских масок при уходе за больным;
  • систематическое проветривание помещений;
  • ограничение посещения мест большого скопления людей во время повышенной сезонной заболеваемости.

Больному и окружающим его лицам необходимо соблюдение простейших мер предосторожности:

  • при кашле и чихании прикрывать нос и рот носовым платком или салфеткой;
  • чаще менять носовые платки;
  • ежедневно производить влажную уборку и проветривание помещений;
  • употреблять больше жидкости в период заболевания, особенно чай с лимоном.

В профилактике ОРВИ существенная роль принадлежит систематическому закаливанию организма.

Ежедневный душ, обтирание тела прохладной водой с последующим растиранием кожи полотенцем, воздушные ванны, утренняя и производственная гимнастика имеют важное оздоровительное значение.

Профилактике помогает все, что укрепляет организм: свежий воздух, физкультура и спорт, рациональный режим жизни, насыщенная витаминами пища.

Закаливание надо проводить, начиная с раннего детского возраста и продолжать в течение всей жизни.

 

 

ГРИПП

Грипп – острое инфекционное вирусное заболевание. По прогнозу ученых Института эпидемиологии пик заболеваемости гриппом ожидается в конце декабря – начале января.

Путь передачи – воздушно-капельный.

Источником инфекции является больной человек, который выделяет вирус гриппа при разговоре, чихании, кашле.

Основные признаки гриппа – это головная боль, боли в глазных яблоках при повороте, мышечные и суставные боли, слабость и ломота в теле, подъем tС до 39 – 40С.

Лечение гриппа:

  1. Постельный режим.
  2. Вызов врача на дом.
  3. Обильное теплое питье.
  4. При повышении tС тела – парацетамол, эффералган, фервекс, терафлю и др.
  5. Витамин С в больших количествах.

Профилактика гриппа:

  1. Вакцинация («Ваксигрипп», «Инфлювак») до начало эпидемии.
  2. Смазывайте до начало эпидемии слизистую носовых ходов каждые 2-3 ч. оксолиновой мазью; интерферон по 2-3 капли 3-4 раз в день.
  3. Необходимо оставаться дома при первых признаках заболевания, чтобы не быть источником инфекции для окружающих.
  4. Носите медицинскую маску (не меньше 3-х штук) и меняйте ее каждые 3 часа.
  5. Почаще проветривайте класс и выходите на переменах.
  6. Употребляйте в пищу больше фруктов, овощей, а также продуктов, богатых витамином С.
  7. Избегайте посещения людных мест (кинотеатры, супермаркеты и др.)

Помните! Грипп опасен осложнениями такими как: менингит, энцефалит, пневмония, отит, синусит.

 

 

СВИНОЙ ГРИПП
Что такое грипп А(H1N1) у людей?Это острое вирусное респираторное заболевание, передающееся от человека к человеку воздушно-капельным путем.

Как происходит инфицирование гриппом А(H1N1)?

Когда инфицированный человек кашляет или чихает, микрочастицы вируса рассеиваются в воздухе, попадают на поверхность предметов и т.д. Другой человек может заболеть, вздохнув зараженный воздух, либо дотронувшись до инфицированных предметов.

Каковы признаки и симптомы свиного гриппа?

Типичная клиническая картина инфекции гриппа А(H1N1) у людей схожа с сезонным гриппом. Признаки заболевания свиным гриппом на ранней стадии – лихорадка, кашель, головная боль, боли в мышцах и суставах, боли в горле, насморк, а иногда – тошнота, рвота и диарея.

Как лечится свиной грипп?

  • Так же, как и обычный грипп, т.е.:
  • домашний режим;
  • пить больше жидкости (чай, сок, вода);
  • при повышении t0C сбивать только препаратами, содержащими парацетамол. Ни в коем случае нельзя использовать аспирин. т.к. возможны геморрагические осложнения.
  • тамифлю, лавомакс (два дня по 1 т. в день, затем по 1 т. через день, всего 6 табл.)

Общие профилактические меры против гриппа:

  1. Избегайте тесных контактов с людьми, которые кажутся нездоровыми и у которых высокая температура и кашель.
  2. Часто и тщательно мойке руки с мылом.
  3. Ведите здоровый образ жизни, в том числе достаточно спите, потребляйте в пищу питательные продукты, витамины и сохраняйте физическую активность.
  4. По возможности исключите поездки в страны с высокой регистрацией заболеваемости «свиным гриппом». Если вы выезжаете в страну, где гриппом А (H1N1) болеют люди, следуйте дополнительным советам национальных и местных органов здравоохранения.
  5. Избегайте посещения мест массовых скоплений людей, в случае посещения используйте одноразовые маски.

Если в доме есть больной человек?

  1. Постарайтесь предоставить больному человеку отдельное помещение в доме.
  2. Если это невозможно, обеспечьте, чтобы больной находился на расстоянии, как минимум, одного метра от других людей. Надевайте маску во время ухода за больным.
  3. Тщательно мойте руки с мылом после каждого контакта с больным человеком.
  4. Соблюдайте чистоту в помещении с помощью имеющихся бытовых моющих и чистящих средств.
  5. Позвоните в поликлинику по месту жительства и вызовите врача на дом.

Опасно ли есть свинину и продукты из нее?

Уже известно, что А (H1N1) не передается к человеку через свинину и свиные мясопродукты, должным образом, переработанные и приготовленные.

При приготовлении блюд из свинины помните, что вирус свиного гриппа погибает при температуре 70 градусов С.

КЛЕЩЕВОЙ ЭНЦЕФАЛИТ

Клещевой энцефалит относится к заболеваниям с природной очаговостью, то есть к таким заразным болезням, которые встречаются в дикой природе независимо от того, бывает там человек или нет. Возбудитель заболевания — вирус, к человеку попадает только тогда, когда, вступая в природный очаг клещевого энцефалита, он оказывается в кругу циркуляции вируса. Естественный круговорот вируса в природе сложный и зависит от многих факторов. В круг циркуляции вируса могут включаться все виды животного мира, вплоть до рептилий. Основным звеном в круговороте вируса клещевого энцефалита является клещ, отсюда и название.

В холодные времена года клещи безопасны, они -не нападают на человека и обнаружить их трудно. Весеннее солнце пробуждает их к жизни. Нападение клещей наблюдается с апреля или с первых чисел мая. Взобравшись на сухие стебли и вытянув перед собой переднюю пару ног, клещ как бы замирает в выжидательной позе, затем быстро цепляется за шерсть животного или одежду проходящего человека и подыскав подходящее место, начинает присасываться. Укус клещей безболезнен, так как прокалывая кожу, они вводят со слюной обезболивающее вещество. Лишь 2—3 дня спустя место укуса становится слегка болезненным. Вирус проникает от места укуса клеща в кровь, затем в нервную систему. Там он размножается в изобилии, вызывая поражение головного мозга.

Вот почему это заболевание называют «энцефалитом»  («энцефалони» по- гречески — мозг).

Инкубационный период, т. е. время между укусом и нача­лом заболевания, в среднем длится 7—15 дней. Чаще заболе­вание возникает остро. Появляются нарастающие головные боли, общая слабость, недомогание, чувство жара и часто озноб. Нередко впервые часы болезни отмечается рвота. Тяжесть заболевания нарастает довольно быстро, и в течение первых часов больные вынуждены лечь в постель. С первых дней заболевания возникают так называемые менингеальные симптомы вследствие раздражения мозговых оболочек, которые оказываются наиболее устойчивым признаком болезни. Нередко клещевой энцефалит оставляет тяжелые последствия — парезы и параличи.

Предупреждение клещевого энцефалита — это, прежде всего, защита от клещей.  Поэтому при посещении мест, где они встречаются, соответствующим образом нужно приспособить свою одежду. Для этой цели лучше всего надевать сапоги и брюки. Последние обязательно заправлять в сапоги или плот­но обматывать внизу и завязывать. Рубашку нужно хорошо заправлять под пояс брюк. Ворот необходимо застегивать на все пуговицы и шею обязательно обвязывать платком, чтобы предупредить заползание клещей за воротник.

Заползание клещей можно предотвратить и путем применения отпугивающих средств. Обычно эти препараты снабжаются краткими указаниями о способе их применения. Находясь в лесу, нужно выбирать для отдыха открытые поляны, хорошо освещенные солнцем, так как клещи не выносят солнечных лучей. Обязательным мероприятием против присасывания клещей являются регулярные осмотры. Такие осмотры рекомендуется делать 2—3 раза во время прогулок и работы в лесу. Следует отметить, что клещ присасывается не сразу. Он долгое время отыскивает участки тела с более тонкой кожей, такие как паховые и подмышечные области, живот и ушные раковины. Поэтому регулярные осмотры способствуют своевременному снятию неприсосавшихся еще клещей с тела. Надо помнить, что заражение человека происходит в течение всего периода кровососания. Чем раньше удаляется клещ, тем меньше ве­роятность возникновения заболевания. Тщательно надо осматри­вать не только тело и одежду, но и предметы, выносимые из леса, также и животных. Возможен занос клещей в населенный пункт и дом людьми, животными, а также с собранными в лесу букетами цветов, травой и т. д. Известны случаи переползания клещей в автобусе с человека, возвращающегося из леса, на другого.

При обнаружении присосавшегося клеща необходимо срочно обратиться в медицинское учреждение.

Лица, на теле которых были обнаружены присосавшиеся клещи, должны находиться под медицинским наблюдением не менее 2-х недель. Одним из эффективных средств предохранения от этого заболевания является вакцинация. В настоящее время в арсенале медицины имеется ряд средств профилактики клещевого энцефалита. Но не надо за­бывать о простых и испытанных способах защиты от клещей. Вы идете в лес и в горы, оденьтесь как следует, не забывая о возможной опасности.