ул. Мынбаева, дом 102
Алматы, Казахстан.

liceum@turan-edu.kz
+7 (727) 392-87-50
392-87-51, 392-87-48

ВЛИЯНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

  1. /
  2. Учащимся и родителям
  3. /
  4. Советы врача
  5. /
  6. ВЛИЯНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

ВЛИЯНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Особенности нервной системы

Часто болеющие дети плохо справляются с нагрузками, как эмоциональными, так и интеллектуальными. У них наблюдаются следующие изменения в центральной и вегетативной системах:

  • Повышение биоэлектрической активности  подкорковых структур. Этот показатель говорит о том, произвольная деятельность ученикам этой группы дается с большим трудом.
  • Повышение тонуса мышц, что свидетельствует о напряженности человека, тревоге.
  • Увеличение притока крови к мозгу при интеллектуальной нагрузке, при этом снижается кровоотток, повышается внутричерепное давление. Ребенку тяжелее учиться и контролировать свое поведение.
  • Появление вегетативных расстройств. Вегето-сосудистая   дистония – спутник современного школьника. У некоторых детей во время стресса учащается сердцебиение, они краснеют, не могут справится с волнением. Другие бледнеют, падают в обморок, не могут сосредоточиться. Как проявляется вегето-сосудистая дистония? Вегетативная система делится на две части – симпатическую и парасимпатическую. Если поражена преимущественная первая часть (такие дети называются симпатотониками), то у человека во время кризиса краснеют лицо, шея, уши, повышается артериальное давление, возникают приступы беспокойства, бывает повышение температуры (без признаков инфекционного заболевания). Если поражена парасимпатическая нервная система (такие дети называются ваготониками), то во время кризиса ребенок бледнеет, может упасть в обморок, у него слабый пульс, низкое давление. Между приступами симпатотониками обычно красные, потные, возбужденные. Парасимпатотоники – сонливые, бледные, легко мерзнущие.

Поражение сердечно — сосудистой  системы приводит к общему снижению работоспособности, колебаниям настроения и отсутствию желания учиться. Такие дети очень зависимы о погоды, и бывает, что в ветреные и дождливые дни просто спят за партой.

Каждый ищет свои пути решения проблем и преодоления трудностей. Например, кто-то прогуливает контрольную работу, чтобы избежать двойки. А другой   реагирует на эту ситуацию высокой температурой или давлением, головными болями и др. Стрессы, напряжение и перегрузки сказываются на здоровье школьников. Ослабление нервной системы приводит к снижению общего иммунитета. Школьник начинает часто простужаться. Появление бронхиальной астмы в детстве вырастает из невротических реакций, задержек дыхания, которые потом могут перетекать в одышку, невозможность выхода. Тревожность приводит к спазму сосудов, которые питают желудок и двенадцатиперстную кишку, тонкий и толстый  кишечник. Вот вам и заболевания желудочно-кишечного тракта. Боли в животе перед контрольной работой – не более чем проявление невротизации. Аллергические реакции, экзема, псориаз и крапивница тоже начинается по психогенном фоне. Тяжелые эндокринные заболевания – гипертиреоз и сахарный диабет – могут  возникнуть на фоне хронического стресса, когда ребенок не может справиться со школьными проблемами, замыкается в себе и начинает переживать их в одиночку. Поэтому важно не только помогать школьника решать проблемные ситуации, но и развивать у них навыки самостоятельного преодоления трудностей.

 

Конституционный тип

Частым заболеваниям подвержены дети определенных конституциональных типов.

Депрессивный тип. Ребенок часто жалуется на плохое самочувствие, живет с гримасой боли  и страха на лице, удерживает на себе внимание семьи «благодаря» бесконечным болезням. Такие дети вечно чем-то недовольны, по малейшему поводу, а то и без оного начинают плакать. Их рассказы, игры и рисунки изобилуют катастрофами, черными и красными красками. Они не смогли разорвать тесную симбиотическую связь с родителями, которая нормальна лишь до трех лет, у них оказались  не сформированными физические и эмоциональные границы.

 

Невротический тип

Эти дети гиперактивны, часто получают травмы, могут иметь к первому классу не одно сотрясение мозга, совершают массу непроизвольных движений. У них велико чувство тревоги, поэтому наблюдаются повышенный мышечный тонус и локальные зажимы, связанные с высокой  возбудимостью головного мозга.

 

Астенический тип

Дети, страдающие расстройствами  вегетативной нервной системы. Они быстро утомляются, при малейших неприятностях падают в обморок, зависимы от погоды: ветер, дождь, снег или жара вызывают у них мучительные головные боли. Именно из них вырастают девушки, изнуряющие себя бесконечными диетам в погоне за совершенной фигурой.

 

Личностные особенности школьника также могут оказывать влияние на возникновение заболеваний и школьную дезадаптацию. Например, высокий уровень тревожности, гиперответственность, высокая или низкая самооценка, стремление быть первым и неумение преодолевать неудачи, низкая учебная мотивация, несформированность коммуникативных навыков, неумение распознать чувства других людей и выражать свои.